МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
Декабрь. Начало Зимнего периода.
Новогодний сказочный карнавал.

В выходные, просматривая план нашей работы на Осенний период, отмечаю, что нами многое достигнуто: выполнено всё, что намечено; и дети, и родители привыкли ко мне; дети заметно меняются: становятся активнее, самостоятельнее. «Внешним» показателем стали для меня успехи класса в общешкольной деятельности. В игре по станциям Золотая Осень" два экипажа заняли призовые места, многие ребята были награждены за отличные ответы или красивые костюмы. А в игре-викторине, посвящённой 110-летию со дня рождения С.Я.Маршака, наша команда заняла 1 место (на игре наш класс представляли Арина, Олег, Ксюша, Саша Кр., Алина Л., Андрей И.).

Желание детей участвовать во всём, что предлагается, огромно: двенадцать человек пришли на конкурс стихов и столько же — сдали свои работы на конкурс рисунков и поделок. Призовые места в конкурсе стихов заняли пять человек, лучшими признаны рисунки и поделки у девяти человек.

Наши праздники показывают, что дружба в классе крепнет не только у детей, но и среди родителей.

Каждый понедельник, поздравив ребят с началом учебной недели, я выясняю, что интересного было у них на выходных. Замечаю, что дети чаще ходят в музеи, в театры и могут, рассказывая об увиденном, заинтересовать своих товарищей.

На первом в Зимнем периоде общем сборе мы с детьми вспоминаем дела, экскурсии, поездки, праздники, которые были у нас в Осеннем периоде, и я спрашиваю, что бы ребята хотели провести в Зимнем периоде. Предлагают ещё ходить в библиотеку, в театры (разные) и в музей Этнографии, провести день Зимних Именинников и Новогодний праздник.

Его мы решаем устроить 26 декабря, в пятницу, вечером. Что предлагают экипажи на этот праздник?
«Звезда» — танцы
«Лучик» — хлопушки, бенгальские огни
«Солнышко» — игру в вопросы-ответы
«Радуга» — соревнования
«Костёр» — бал
Нет ли ещё каких-нибудь предложений?
Есть! Музыка, песни, кукольный спектакль, стихи, конкурсы, игры. Тогда я спрашиваю:
«Хотите, устроим карнавал? Все будут в разных костюмах»
«Да! И родители пусть тоже!»
Мы решаем, что каждый принесёт записку от родителей — кем он будет на Новогоднем празднике. А завтра соберётся Совет Командиров, чтобы подробнее обсудить праздник.

Вечером я встречаюсь с мамами, папами и бабушками.
«Что, уважаемые родители, вы предлагаете на Новогодний праздник?»
Родители предложили:
— Деда Мороза из наших пап (мамы должны это обсудить дома и к понедельнику мне сообщить, кто из пап согласен)
— Новый год, Снегурочка, Снеговик — пусть будут дети
— поставить «Двенадцать месяцев»
— поставить современные сказки
— большой костюмированный спектакль
— мини-сказка с родителями со своими костюмами от экипажа
— сказочные аттракционы
— беспроигрышная лотерея
— сладкий подарок
Кто-то предложил, чтобы Новый год готовили не по экипажам (и я думала, что нужны бы группки поменьше), но, пока шло обсуждение, вырисовалась основа праздника: в общем сценарии каждый экипаж делает своё малое дело.

Поскольку общее планирование происходило четвёртого декабря и откладывать подготовку праздника было нельзя, то Совет Дела (мамы Олега, Иры, Серёжи, Саши К., Димы А. и бабушка Ксюши) остался для обсуждения после родительского собрания.
Мы решили проводить сказочные аттракционы и беспроигрышную лотерею, выбрали, кто будет заниматься сладким подарком от Деда Мороза. Назначили день и час труддесанта (18 декабря в 18.00) по оформлению класса: специально решили украсить класс пораньше, чтобы успеть этой красотой полюбоваться.
А вот как будет выглядеть сам праздник — долго не могли придумать. Конечно, здорово было бы поставить спектакль, но кто его напишет? — все мамы и бабушки сказали, что такого таланта у них нет.
Поставить «Двенадцать месяцев»? Слишком длинный спектакль пока для нас, а если сделать короче — то не всем хватит ролей.
Тогда решили, что будем придумывать спектакль по принципу Новогоднего утренника во Дворце Культуры: Дед Мороз дарит что-то детям, поручает какому-нибудь бестолковому путанику донести этот подарок, тут появляются какие-нибудь злодеи и подарок уносят. Потом все ищут этот подарок весь праздник и, наконец, находят. Злодеи наказаны и тут же прощены Дедом Морозом. «Раз, два, три — ёлочка, гори!» — и начинается общее ликование с хороводами и выдачей подарков.
Мы договорились, что каждый экипаж поставит любую сказку — по своему выбору; что неделю будем думать, что мы потеряем, а потом найдём на празднике; а через неделю соберёмся и придумаем начало, конец и связки между сказками. К этому времени найдём и Деда Мороза.

В понедельник мы с детьми открыли в классе «Мастерскую Деда Мороза», где начали изготавливать игрушки и украшения к Новому году. Дети учились у меня в кружке, приносили из дома сделанное вместе с родителями, учили друг друга. Всё изготовленное мы складывали в большую коробку.

Дети мне рассказывали, что в выходные они собирались экипажем и думали, что будут ставить, но это пока секрет. По секрету приносили записки от родителей: «Алина будет кем-нибудь из сказки «Доктор Айболит», «Дима — звездочёт», «Юля будет Красной Шапочкой, её подруга — снежинкой»
В четверг всё прояснилось: экипаж «Лучик» ставит «Доктора Айболита» в сокращённом варианте (Бармалей с приятелями прибежал, пострелял, похитил кого-нибудь — например, Снегурочку; пришёл Доктор Айболит со зверюшками, пообещал сделать Бармалею укол, Бармалей испугался и Снегурочку вернул). Экипаж «Солнышко» выбрал сказку «Морозко» (кстати, и Дед Мороз у нас будет из этого экипажа: папа Андрюши И. сыграет в этой сказке Морозко). Экипаж «Костёр» нарядится скоморохами и будет петь частушки, а экипаж «Звезда» изобразит бродячий цирк (будут и дрессированные животные, и акробаты, и клоуны, а мамы из экипажа решили быть цыганками — обещали гадание и цыганские пляски). Экипаж «Радуга» шёл к своей постановке от костюмов. У Ксюши есть прекрасное чёрное длинное платье — она будет Ночь. К прошлому Новому году сделали изумительный костюм Кате — белое карнавальное платье, кокошник — а костюм так и не пригодился. А Валере в этом году купили какие-то когти и ему уж очень хотелось в этих когтях показаться. Поэтому ребята решили поставить отрывок из сказки А.С.Пушкина о царе Салтане — с морем, Ночью, прекрасной Царевной Лебедь, князем Гвидоном и коршуном.
Но чем все эти сказки связать?
Конечно, связки должны делать взрослые. Они, если понадобится, смогут перестроиться и сыграть по ситуации. Мамы могли бы быть какими-нибудь «старушками-веселушками», страдающими склерозом. Но почти все взрослые из Совета Дела уже заняты — играют в своих экипажах вместе с детьми. «Незанятых» осталось только двое — мама Иры и мама Саши К. Но обе очень боятся — никогда не играли.

В тот раз мы так ничего больше и не придумали и разошлись, решив созвониться, если у кого-то возникнет идея. А пока — проводить с детьми репетиции, шить костюмы, готовить оформление.

Идея, как это часто бывает, возникла случайно. Мы будем встречать 1998 год, а по Лунному календарю это год Тигра. Пусть героем праздника и потерянным подарком Деда Мороза будет Тигрёнок. Я поделилась своей идеей с мамами. Её тут же начали развивать. Кто из детей сможет сыграть Тигрёнка? Может, кто-нибудь из экипажа, который готовит цирк? Там будут дрессированные животные. Но, оказывается, костюмы у всех уже почти готовы и репетируются другие роли. И тут мама Иры (а сама Ирина играет Снегурочку — у неё и так много забот) предложила, чтобы Тигрёнка сыграла её младшая дочь Аня, ей пять лет. Правда, она, в отличие от Иры, девочка очень застенчивая, но, если слов будет немного, сыграть сможет. Решили Тигрёнку слов не давать. Тигрёнок будет игрушечный.

Очередной Совет Дела собрался вместе с Дедом Морозом. (Андрюшин папа сообщил, что, кроме Деда Мороза, будет играть ещё и Бабу-Ягу, и просил сказать про Бабу-Ягу детям, потому, что Баба-Яга очень страшная.)
Нужно было придумать, как на нашем празднике появится Тигрёнок.
И тут я вспомнила, как детям нравится, когда взрослые играют мальчиков и девочек.
Вскоре, после обсуждений и поисков логической последовательности, вырисовался ход праздника.

«После игр и новогодних аттракционов дети и взрослые рассаживаются в классе. В этот раз стулья поставлены как в театре, а у доски — сцена. На сцене — ёлка, наша театральная ширмочка, столик. Из разных концов класса появляются Мальчик (его играет мама Саши К.) и Девочка (это я). Мальчик стреляет из новенького пистолета, а Девочка играет с Тигрёнком. Дети натыкаются друг на друга и начинают хвастаться своими игрушками — подарками от Деда Мороза. Тигрёнок нравится Мальчику, он хочет поиграть в него, но Девочка не даёт. Они начинают отнимать игрушку друг у друга, тянуть Тигрёнка к себе. И тут появляется Баба-Яга, пугает детей, отбирает Тигрёнка и убегает. Дети плачут, приходит Снегурочка и советует поискать Тигрёнка в сказках. Начинается путешествие Мальчика и Девочки по сказкам, которые они смотрят вместе со всеми. Они ищут Тигрёнка в сказках „Айболит“, „Морозко“, в „Сказке о царе Салтане“, но герои этих сказок Тигрёнка не видели. Дети зовут на помощь Деда Мороза. Он появляется, берёт обещание, что дети будут жить дружно и не будут жадничать, три раза стучит волшебным посохом и говорит, что Тигрёнок найдётся. И, наконец, во время выступления скоморохов и цирковых артистов Мальчик и Девочка замечают Тигрёнка, который тоже смотрит представление. Дети рады. И все рады. Появляются Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Дед Мороз зажигает огни на ёлке. Начинаются хороводы, песни и танцы»

На следующий день мы репетировали с Мальчиком, Снегурочкой и Тигрёнком, как вдруг пришёл папа Андрюши И. (он же Дед Мороз и Баба-Яга) и сказал: «Я долго думал. Пусть Тигрёнок просто убежит. Нельзя его Бабе-Яге отдавать! Когда Баба-Яга появится и дети испугаются, пусть Тигрёнок убежит» Такая папина заинтересованность мне очень понравилась. И начало нашей общей сказки несколько изменилось. «...Дети дерутся, вырывая друг у друга Тигрёнка. Появляется Баба-Яга. Девочка кричит и прячется за Мальчика, а Тигрёнок в это время убегает. Мальчик уверяет Девочку, что Баба-Яга только в сказках бывает и ничего сделать не может. Тогда Баба-Яга начинает показывать волшебные фокусы (например, делает бесцветную воду синей или розовой...), потом гаснет свет, Баба-Яга исчезает, а когда свет включается, дети обнаруживают, что Тигрёнок пропал. Девочка плачет, дети зовут Снегурочку...»

Очень подробно мы обсуждали с Советом Дела подарки: какие, как и когда дарить. Уже на родительском собрании договорились, что подарки будут сладкие — тот мешочек, который подарит Дед Мороз. Но все знают, что дети любят много подарков. Тогда мы решили, что каждый ребёнок сможет заработать сувениры ещё и на аттракционах. И это зависит только от его активности: он может читать стихи о зиме, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать пословицы о временах года, петь, участвовать в разнообразных эстафетах (за это будут отвечать родители экипажа «Костёр»). А чтобы призы не потерялись, родители экипажа «Лучик» предложили купить новогодние пакетики по числу всех детей, которые придут на праздник (включая братьев, сестёр и друзей) и сделать снежинки с номерами для проведения беспроигрышной лотереи. Но тут кто-то из родителей стал считать: детей на празднике ожидается около сорока и эстафет и аттракционов — семь. Даже мелочи — ручки, карандаши, резинки — стоят дорого. Где же взять столько денег на призы?
Кому пришла в голову замечательная идея — я уже не помню, но она нас выручила: у детей дома много игрушек из киндер-сюрпризов; есть вторые экземпляры, а многие и вообще не нужны — дети в них давно наигрались. Если каждый принесёт несколько игрушек, то получится много новых призов. Я объявила о сборе киндер-сюрпризов в классе и к празднику мы набрали два мешочка. Некоторые сюрпризы мамы из Совета Дела завернули в бумагу и повесили на верёвку — дети срезали игрушку с завязанными глазами, а остальные были использованы на аттракционах вместе со школьными принадлежностями.

На Новогоднем празднике всегда возникает ещё один вопрос: что делать, когда Дед Мороз начинает раздавать подарки детям из класса? Как быть с приглашёнными детьми? Эту проблему я поставила перед детьми на одном из общих сборов. И дети предложили прекрасное решение.

И вот...

Праздник подходит к концу. Все уже пили чай с пирогами, играли, а теперь по сигналу Деда Мороза вернулись в класс. Дети вместе с Мальчиком и Девочкой встают в большой круг. Мальчик и Девочка выбирают некоторых детей (это гости) и уводят с собой. В соседнем классе мы спрашиваем, понравилось ли детям на нашем празднике (всем понравилось очень!) и дарим подарки, приготовленные для наших гостей ребятами из нашего класса.

С праздника все — и дети, и взрослые — уходят довольные и счастливые. Новогодний карнавал ещё раз показал, какие у нас в классе весёлые и творческие родители, и какие активные и талантливые дети.

И как нам хорошо вместе!

<< Назад Далее >>