МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
Заключение.
Закончилась первая половина учебного года.
В начале года я поставила задачи развить и сплотить ребят класса.
Что же сделано для развития детей? Самое главное, на мой взгляд, то, что мне удалось «разбудить» их любознательность.
Для подготовки к обязательным для всего класса урокам (особенно — к чтению и природоведению) необходимо пользоваться библиотеками. Кроме школьной, мы познакомились ещё с двумя изумительными библиотеками и их работниками, начав с изучения книжного аппарата и справочной литературы, а также — с утренников, посвящённых знаменитым детским писателям (в этом году исполнилось 90 лет Астрид Линдгрен и 110 лет С.Я.Маршаку).
На каждом уроке детям даётся пять минут для самостоятельного чтения художественной литературы. Я часто прошу рекомендовать своим товарищам интересную книгу и могу видеть, как широк круг детского чтения. А проверяя читательские дневники убеждаюсь, что дети читают всё больше и больше, выбирая книги различной тематики. На уроках отмечаю, что постепенно у детей развивается наблюдательность, логика, речь.
Мы начали изучение музеев города с наиболее понятных детям — с Зоологического и музея Этнографии. Считается, что уж в Зоологическом музее были все и не раз, но для многих детей класса этот музей стал открытием. А уж о музее Этнографии (что на площади Искусств) и слышали-то всего три человека. Мы решили, что начинать нужно с этнографии своего народа, и наш экскурсовод успела рассказать нам о том, как и где жили русские, чем занимались, во что одевались, как отмечали праздники...
В театре мы побывали дважды. И даже попали на премьеру — в театре «Зазеркалье» давали оперный спектакль «История карлика Якоба и принцессы Мими» (по мотивам сказки В.Гауфа «Карлик Нос»). Мы обсуждали постановки этого театра и это был толчок для внутреннего роста детей.
Для развития ребят в классе существуют и другие возможности: организованы факультативы по техническому моделированию и по истории города и театральный кружок. Для желающих, во второй половине дня. К моей радости, желающих обычно оказывается не меньше половины класса.
На техническом моделировании я стараюсь развивать не только руки, но и логику, умение читать чертёж и графическую- инструкционную карту. Делая весёлые фигурки, ребята учатся изготавливать своим родным и друзьям подарки.
На факультативе по истории и культуре Санкт-Петербурга я стараюсь прививать любовь к родному городу (дети называют этот факультатив проще — урок города). Мы говорим об истории возникновения города, его архитектуре и достопримечательностях... Особенно нравятся викторины и ребята потихоньку сами учатся их проводить.
Театральный кружок в классе я предложила не случайно. Во-первых, это было одно из желаний детей. А, во-вторых, театральная деятельность обладает огромными возможностями — она раскрепощает, развивает активность, умение говорить, двигаться, действовать сообща. И, главное, я сама люблю театр. Люблю ставить спектакли и играть в них. И считаю, что свою любовь учитель должен нести детям.
Это всё те занятия (или воспитательные мероприятия), которые я предлагаю детям, я организую и провожу.
Но главной в развитии детей, их сплочении я считаю коллективную деятельность.
Когда я прошу детей перечислить, что изменилось в классе, дети пишут:
«Стало очень красиво. Появились разные уголки» (Олег)
«У нас теперь много интересного. Например, экипажи, общий сбор» (Арина)
«Много игрушек и книжек, много всяких красивых уголков и очень много кружков» (Женя)
«Стало веселей, появился общий сбор, экипажи с поручениями» (Алина П)
«Жизнь класса изменилась в лучшую сторону. Класс стал дружнее!» (Андрей И.)
«Стали больше ходить по музеям, театрам, библиотекам» (Ира)
«Изменилось очень многое. Появился общий сбор. Наш класс распределился по экипажам» (Саша К.)
«Еще у нас есть свой собственный уголок, где вывешены наши работы. А самое главное, что в 3 „ш“ классе у нас появились экипажи» (Юля)
Каждую неделю, начиная с 4 сентября, в классе происходит общий сбор, класс разделен на экипажи и каждый ребенок попробовал быть командиром. Экипажи работают по поручениям («цветоводы», «дежурные», «хозяева», «библиотекари», «палочка-выручалочка»), каждую неделю поручения меняются, введено соревнование между экипажами — еще одна возможность проявить творчество.
А как сами дети понимают, что такое общий сбор, для чего он нужен?
«Общий сбор — когда люди собираются вместе большим коллективом» (Ира)
«Общий сбор — это когда весь класс садится в круг и обсуждает общие проблемы» (Алина П.)
«Общий сбор — это когда все дети собираются вместе, играют во что-нибудь, что-нибудь поют» (Ксюша)
Общий сбор нужен:
— чтобы больше узнать друг о друге (мы каждый год меняемся). (Саша К.)
— чтобы хорошенько подружиться (Дима А.)
— чтобы у нас, т.е. у класса, не было разногласий и чтобы у каждого экипажа было свое поручение (Миша С.)
— чтобы общаться (Женя)
— чтобы обсудить что-нибудь важное (Ира)
На общих сборах и между ними идет подготовка к важным событиям не только детского, но и всего нашего коллектива — к праздникам.
Они нужны, «чтобы все веселились, радовались, делали разные дела» (Олег); «чтобы общаться и поближе узнавать друг друга» (Женя).
На праздниках интересно, потому, что все праздники — разные, «каждый праздник — другой, и мне интересно» (Миша С.)
«В этом году жизнь класса изменилась потому, что стало весело из-за праздников и заботы учителя» (Женя)
Я провела еще одну социометрию в конце 2 четверти. Нужно было ответить на вопрос: «Кого бы ты пригласил на день рождения?»
Дети получили от 1 до 11 выборов, «забытых» не оказалось. Тринадцать ребят получили от 7 до 11 выборов. Двадцать человек получили от2 до 10 взаимных выборов. Ребята хотели бы пригласить от 11 до 16 человек, а Олег С. «пригласил бы на самом деле весь класс».
Поэтому неудивительно, что, при обсуждении нашего класса, многие ребята считали, что это коллектив.
Наш класс — коллектив:
«мы делаем всю работу вместе» (Андрей И.)
«все у нас хорошие и красивые» (Алина Л.)
«мы дружно работаем» (Наташа)
«мы занимаемся одним делом, одной проблемой, одной темой, мы изучаем одно и то же, у нас почти одинаковые характеры, взгляды на все» (Арина)
«все друг с дружкой дружат, у всех одна цель, все радуются, когда у других все хорошо» (Алина П.)
При обсуждении нашей работы мне важно знать и мнение моих товарищей-родителей. Я попросила их ответить на несколько вопросов:
1. Что Вам понравилось в работе классного коллектива?
2. Что Вам кажется не понятым в работе учителя? Какие вопросы вы хотели бы задать?
3. Как, на Ваш взгляд, изменился класс за это время?
4. Какие изменения произошли в Вашем ребенке?
Впечатления от работы классного коллектива у родителей совпадают с детскими. Им тоже очень нравятся походы и экскурсии, дополнительные занятия, новые стенды; они приветствуют работу по экипажам и поручениям, в восторге от общих сборов и праздников.
Вместо вопросов по работе я нашла у родителей пожелание, чтобы мы не расставались и на следующий год и еще чаще встречались в течение года (каждую неделю)!
Поэтому меня особенно заинтересовало, какие изменения увидели родители в своих детях:
— ходит в школу с большим желанием, появился интерес к учебе
— стал более ответственным
— читать стала с увлечением, много
— перестал бояться школы
— стал менее стеснительным
— стала добрее, внимательнее
— стал организованнее, более инициативным
— расширился кругозор
— стал более любознательным
— появилось больше друзей
Меня порадовало, что все родители настолько заинтересованы в делах класса и наблюдательны, что заметили, как изменился за это время наш класс:
«Дети стали активными и дружными»
«Дети стали сплоченнее, с удовольствием готовятся к различным праздникам»
«Дети дружат в экипажах, общаются вне школы, звонят друг другу домой, обсуждают свои какие-то проблемы»
«Дети лучше узнали друг друга. Стали дружными»
«Мне кажется, дети научились общаться друг с другом, стали дружнее, добрее относятся друг к другу»
«Класс стал более дружным, дети учатся общаться не только с
«Дети стали более коммуникабельными, ходят друг к другу в гости, общаются по телефону»
«Класс стал дружнее, ребята стали внимательнее относиться друг к другу. Они стали ощущать себя единым коллективом»
Прошло всего 4 месяца. А впечатление такое, что мы прожили целую жизнь.