МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
Деление на экипажи

Всю неделю до нового общего сбора прошу детей рассказывать перед всем классом о себе — чем занимаются, чем увлекаются, что любят. Особенно подробно расспрашиваю новеньких (их в классе двое) и тех, у кого, как я вижу, есть проблемы в общении с другими детьми.

Много раз я проводила деление на экипажи. Использовала разные приёмы. И всё равно каждый раз волновалась, как всё пройдёт. В этом классе решила использовать наиболее простой приём, при котором, как правило, не бывает обиженных и расстроенных детей. (Такое может случиться, если предложить детям разойтись в разные концы класса, кто с кем хочет. И тогда видишь: в одном углу — двенадцать человек, в другом — два, а между стульев неприкаянно бродят ещё несколько, которых «никто не берёт» или которые сами «ни к кому не хотят».)

Общий сбор мы начинаем песней о Дороге Добра — мы её за неделю выучили.

Я говорю, что сегодня очень важный день — мы будем делиться на экипажи.
— Давайте обсудим, каким должен быть командир экипажа.
— Добрым!
— Справедливым!
— Должен уметь дружить!
— Весёлым!
— Умным!
— А кто из класса обладает такими качествами?
— Алина Л.... Ира... Валера... Юля... Олег... Ксюша... Миша С.
— В нашем классе двадцать девять человек. Сколько нам нужно сформировать экипажей?
— Четыре!
— Давайте пять!
— Тогда нам нужно из предложенных ребят выбрать пятерых. Каждый может проголосовать (поднять руку) пять раз.

Получилось, что наши первые командиры — это Юля, Валера, Алина Л., Ира и Олег. — Сейчас каждый командир будет выбирать в экипаж друга. Причём, если командир мальчик, он будет выбирать девочку, а командир-девочка — мальчика. И вот в экипажах уже по два человека. Теперь каждого нового товарища в экипаж будут выбирать вместе, совещаясь: мальчика, девочку...

Экипажи сформированы. Все садятся теперь по своим микроколлективам.
— Теперь каждому экипажу нужно подобрать название. Ведь не интересно обращаться к экипажам — № 1, № 2... И, конечно, все названия должны быть чем-то связаны. Обычно их подбирают к общему названию класса. Я вам Хочу предложить название, которое придумали ваши старшие товарищи — они сейчас в восьмом классе. Такое же название взяли и ваши предшественники — они сейчас в пятом. Семь лет назад ребята- первоклассники обсуждали, каким должен быть школьник. И решили: добрым, честным, смелым, справедливым, должен думать о других, делать для других добрые дела. А кто-то сказал — как светлячок. Такое маленькое существо, от которого в мире немножко светлее. Так наш класс стал называться «Светлячок». Нравится ли вам это название?
— Да! Очень!
— Тогда подумайте, как назвать свой экипаж, чтобы это подошло к общему названию. Когда совещаетесь, удобнее садиться или вставать в кружок — тогда видно и слышно всех! Сомкнитесь!

Ребята совещаются долго, подходящие названия придумываются не сразу. Но, наконец, названия найдены: «Лучик», «Солнышко», «Костёр», «Радуга», «Звезда».
— А теперь посмотрите на наш класс. Какой он?
— Красивый! Светлый! Чистый!
— Что нужно делать, чтобы он всегда был таким красивым?
— Пыль вытирать, убирать, подметать...
— А как это всё удобнее делать — по одному или всем экипажем?
— Конечно, экипажем! Экипажем веселее!

Я рассказываю, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом я быстро пишу названия поручений на листочках, а командиры экипажей тянут жребий. Я объясняю, что и командиры, и поручения через неделю будут меняться — значит, все смогут побыть командирами, и каждый экипаж каждую неделю будет выполнять новое поручение. А пока мы повторяем с каждым экипажем, что ребята будут делать завтра прямо с утра.

«Лучик» — цветоводы — рыхлить землю, поливать цветы, приносить воду.

«Солнышко» — дежурные — раздавать тетради, стирать с доски.

«Костёр» — палочка-выручалочка — готовить класс к урокам труда и рисования, поздравлять именинников.

«Радуга» — хозяева — вытирать пыль, подметать пол, проветривать помещение, готовить класс к общему сбору.

«Звезда» — библиотекари — убирать в книжном уголке, подклеивать книги.

— Экипажи! Равняйсь! Смирно! Слушай решение общего сбора от 11 сентября 1997 года.

1. Сформировать экипажи. Названия экипажей: «Лучик», «Костёр», «Радуга», «Звезда», «Солнышко».

2. Сформировать Совет Командиров. В первый Совет Командиров вошли: Юля, Валера, Алина Л., Ира, Олег.

3. Ввести поручения экипажам: «Лучик» — цветоводы, «Солнышко» — дежурные, «Костёр» — палочка-выручалочка, «Радуга» — хозяева, «Звезда» — библиотекари.

Вольно! Можно разойтись!

<< Назад Далее >>