МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
Первое родительское собрание
Родительское собрание я начинаю с рассказа о себе; о том, что мне, конечно, важно, как складываются у меня отношения с новым классом: «Я хотела бы узнать, что рассказывают дома дети, каковы их первые впечатления». (Прошу родителей написать об этом на листочке, не указывая фамилии.)
Вот ответы, которые я тогда получила:
«Отзывы прекрасные. С желанием делает уроки, с нетерпением идёт в школу (хотя я знаю, что он не очень спокойный ребёнок, требует часто особого подхода)»
«Ребёнок доволен общением с новой учительницей, не очень строгая. Но, на мой взгляд, с мальчиками надо очень строго общаться»
«Дочь приходит из школы в хорошем настроении. Говорит, что новая учительница нравится, потому, что не кричит, не давит. В классе спокойная обстановка, доброжелательная»
«Много рассказывает, что было в школе. Приходя домой, сразу садится за уроки, старается делать сама»
«Из школы приходит довольный, весёлый. В отличие от прошлого года — сразу садится делать уроки»
«Ходит в школу с удовольствием, хочет всё выполнить, что Вы скажете»
А у одной мамы получился дневник: «1 день: Учительница добрая, хорошая. Она мне очень нравится. 2 день: Строгая, но хорошая, всё объясняет. 3 день: Милая, ласковая, я её очень люблю»
Всё это, правда, я прочитала уже дома, а пока разговор идёт о детях класса: «Я хотела бы говорить сейчас с вами не как ваш учитель, а как посторонний человек. Я пришла в класс, четыре дня наблюдала за детьми, изучала их, и вот, что я увидела...»
Я рассказываю родителям, что дети в классе не злые, хорошо общаются друг с другом, но очень неразвитые. Мало знают, многие не любят читать... Существуют и проблемы с учёбой — очень много ошибок при письме. Рассказываю, что, по моему мнению, может помочь, каковы мои планы в работе с этим классом.
Особо говорю о необходимости общего сбора. «Не нужно жалеть времени на возможность научиться говорить, не бояться высказывать своё мнение, научиться слушать и понимать других людей. И ещё: детям необходимо чувствовать себя значимыми. Это, к сожалению, не у всех сейчас может получиться в учебной деятельности, на уроке, но каждый может проявить себя в общественной деятельности, на общем сборе»
«Через неделю дети разделятся на экипажи. Мне бы хотелось, чтобы вы, взрослые, помогли им сдружиться»
Мы договариваемся, что следующее наше собрание будет через две недели и напоследок я прошу родителей заполнить анкеты. Форма этой анкеты (таблица) была разработана давно, и во всех своих классах я её использую из-за удобства в заполнении, обработке и хранении.
Обрабатывая анкету, я узнала, что самому младшему ребёнку в классе ещё семь лет, а старшему — уже десять. Живут дети не только в нашем микрорайоне, некоторым добираться до школы нужно минут по двадцать-тридцать на транспорте. Здоровыми назвали своих детей только пятеро родителей, у многих учащихся — целый комплекс заболеваний: нарушение зрения, слуха, осанки, косолапость, гастрит, избыточный вес, плоскостопие, аллергия; дети наблюдаются у невропатолога, ревматолога, гастроэнтеролога... А в кружках не занималось лишь пять человек; у многих по два-три кружка, музыкальная или спортивная школы.
В классе девять неполных семей. Материальное положение многие характеризуют как среднее и ниже среднего. Двадцать семей живут в коммунальных квартирах и общежитиях; только у тринадцати детей есть своё рабочее место, остальные делят его с братом или сестрой или пользуются обеденным столом. Библиотека есть только в шести семьях, у остальных — «лёгкая детская литература», разрозненные издания, в двух семьях вообще нет книг. В музеях с детьми были двадцать два родителя, в театрах — шестнадцать.
Меня интересует, какую помощь родители могут оказать классу. Семеро человек ничего не смогли придумать на собрании, остальные предлагали организацию праздников и экскурсий, оформление класса, печатание материалов к урокам, шитьё, вязание, рассказы об оказании первой медицинской помощи. Уже потом выяснилось, что среди тех, кто ничего не написал о своих талантах и возможностях на собрании, и оказались самые активные мамы и папы.