МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
(из опыта работы по методике И.П.Иванова)

Так получилось, что в этот раз я первый класс не взяла. Взяла чужой третий (по программе 1-4). Такого в моей практике ещё не было. Всегда (вот уже четыре выпуска!) была с детьми с первого класса и до последнего в начальной школе: первый выпуск учила по базовой трёхлетней программе, два выпуска — по четырёхлетней программе, а последний свой класс — по программе Л.В.Занкова. И с каждым классом начинала работу ещё задолго до 1 сентября: приглашала родителей на собрание в апреле — мае; вместе с детьми-выпускниками готовила для новых детей и родителей праздник, ставила спектакль... И, конечно, и дети, и родители заранее «настраивались» на меня, уже немного представляли нашу совместную жизнь.

И вот — класс, у которого уже два года был учитель со своими требованиями, класс, который уже имеет свой собственный опыт жизни в школе.
Примут ли меня дети после своей первой учительницы?
Поймут ли меня родители?

Правда, вот уже много лет — в институте, в школе, в лагере, в компании взрослых ли, детей ли — меня выручала изумительная, действенная методика — методика Игоря Петровича Иванова.
За время работы по методике И.П.Иванова я выделила для себя основные принципы:

  1. Установление товарищеских отношений с воспитателями и воспитанниками.
  2. Построение жизни коллектива по тематическим периодам.
  3. Работа по микроколлективам.
  4. Чередование Традиционных Творческих Поручений.
  5. Использование наглядности (работа с классным уголком).
  6. Применение разнообразных методов изучения воспитанников.
  7. Творчество во всём.
Расскажу подробнее о каждом из принципов.

1. Установление товарищеских отношений с воспитателями и воспитанниками.

Этот принцип я считаю самым важным в жизни. Можно любить свою работу, очень много знать, быть невероятно работоспособным и творческим учителем, но если не складываются отношения с детьми и родителями, то вся работа идёт насмарку. Более того, своей невероятной активностью можно очень навредить детям.

Установление товарищеских отношений требует много сил, пристального наблюдения и анализа складывающихся ситуаций.

Я внимательно изучаю детей и родителей (используя различные методы), стараюсь как можно больше с ними общаться — куда бы ни ездили, какие бы дела ни проводили.

Мне очень интересно просто беседовать с людьми (может быть, поэтому со многими родителями возникают дружеские отношения и сохраняются потом на долгие годы!), невероятно интересно знать чужое мнение (оттого и праздники получаются всегда необычными, новыми — я не цепляюсь за свои идеи, стараюсь создать такое состояние, чтобы идеи возникали у других людей и получаю от этого удовольствие!)

Я стараюсь никого не обижать — даже если меня что-нибудь расстроило. Всё сложное, непонятное, что возникает в отношениях, стараюсь выяснить и обсудить.

Обо всех стараюсь знать много, чтобы это использовать в разговоре. Родителей называю по имени-отчеству (над их запоминанием специально работаю), обязательно при встрече рассказываю что-нибудь интересное о том ребёнке, которого учу, и всегда расспрашиваю о других — старших и младших! — тем более, что они всегда приходят к нам на праздники, а, значит, тоже считаются нашими детьми.

Никогда (!) не говорю ничего плохого ни о ком — ни о взрослых, ни о детях — на родительских собраниях и в больших компаниях. Но стараюсь как можно чаще хвалить — за всё! — при большом скоплении народа — на общем сборе, собрании, празднике.

Ничто хорошее не должно пройти незамеченным (это мой маленький секрет). С утра, после традиционного приветствия, спрашиваю: «Дети, что нового заметили в классе?» — «Окна чистые» — «Их вымыли мамы Саши К. и Миши С.» — «Забавные игрушки» — «Их сшила мама Антоши Х.»

Мы заботимся друг о друге. Если заболевает ребёнок из класса — дети ему звонят, рисуют, пишут письма. Когда заболевает чей-нибудь родитель, я всегда узнаю, как дела и стараюсь помочь; когда болею я — дети готовят мне подарки, а родители звонят, волнуются, дают советы.

Летом я переписываюсь с детьми — мне всё интересно знать; хожу в гости и на дни рождений; с родителями обмениваюсь книгами... И всё оттого, что это доставляет нам всем радость — радость общения.

2. Построение жизни коллектива по тематическим периодам соответствует логике воспитательного процесса. Невозможно жить от одного дела до другого. За осенью следует зима, потом весна. За Новогодним праздником — День Защитников Отечества, потом Международный Женский День. Поэтому удобно весь учебный год разделить на периоды — исходя из конкретных условий (событий в жизни города, школы...)

Каждый школьный год может насчитывать от трёх до десяти периодов. И каждый период проходит в шесть стадий (по логике жизни), причём, поскольку воспитание — процесс непрерывный, то первая стадия нового периода совпадает по времени с последней стадией предыдущего.

На первой стадии учитель ставит задачи воспитательной работы, планирует свою деятельность, задумывает с другими воспитателями разные воспитательные занятия на данный период, проводит различные дела у детей, которые настраивают на данный период, вызывают к нему интерес. На второй стадии проходит планирование центрального дела периода в коллективе воспитанников. Центральным делом может быть поход, операция, КТД (коллективное творческое дело), праздник. Третья стадия — самая длительная — посвящена подготовке центрального дела. И на этой же стадии проходит большинство дел и воспитательных занятий, посвящённых теме периода. Это мне нравится в тематическом периоде больше всего — учителю не надо «распыляться», все дела способствуют развитию данной темы, дети получают глубокие знания, отрабатывают умения, необходимые для подготовки центрального дела. Четвёртая стадия — это проведение центрального дела. И самое главное здесь — сюрпризы друг другу и общая радость. На пятой стадии идёт обсуждение центрального дела в коллективе воспитанников и воспитателей. И на шестой стадии педагог подводит итоги своей работы с коллективом, анализирует общую деятельность, и, поскольку эта — последняя — стадия является и первой для нового периода, то, исходя из достигнутого, учитель ставит новые задачи, продумывает новые дела на следующий период.

3. Работа по микроколлективам психологически обоснована. Если педагог хочет «дойти до каждого», ему нужно действовать через микроколлектив. Только там, где собрано пять — семь человек (да ещё по дружбе!) есть возможность каждому высказать своё мнение и каждому побыть командиром. Таким образом, и в планировании, и в обсуждении ребята будут участвовать лично. Да и различные дела удобно готовить по маленьким группам, тогда на них всегда будут сюрпризы, и не будет таких праздников, на которых все дети знают весь сценарий наизусть. Микроколлективы у детей называют проще — «экипажи», «лучики»...

4. Чередование Традиционных Творческих Поручений — это самая действенная забота о своём коллективе, когда всю работу по самообслуживанию в классе ребята берут на себя. Класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны («хозяева», «цветоводы», «санитары», «библиотекари», «дежурные», и др.) — по числу микроколлективов; сами определяют, какие действия входят в данное поручение («хозяева» — вытирать пыль, подметать пол; «цветоводы» — ухаживать за растениями, отмечать погоду и т.д.). эти поручения выбирают по жребию микроколлективы, а через неделю происходит смена поручений (их чередование). Выполнение экипажами поручений обсуждается на общем сборе, вместе со сменой поручения меняется и командир экипажа. Традиционность заключается в том, что данные поручения экипажи выполняют в течение длительного отрезка времени — полгода, год. Но, как любая традиция, без развития поручение может «заглохнуть». Детям неинтересно выполнять то, что они давно знают. Поэтому необходимо дополнять содержание поручений новыми действиями («хозяева»: 1 класс — стирать с доски, вытирать пыль; 2 класс — стирать с доски, вытирать пыль, готовить поздравления и подарки своим товарищам; 3 класс — стирать с доски, вытирать пыль, готовить поздравления и подарки своим товарищам, искать новые игры и показывать их ребятам из класса). В этом и проявляется творчество. А ещё в том, что каждый экипаж каждый раз стремится не только выполнить поручение как можно лучше, но и внести в него что-то своё, в зависимости от интересов («хозяева» однажды испекли к общему сбору печенье, угощали всех и поделились рецептом; потом это вошло в традицию).

5. Использование наглядности (работа с классным уголком).

Всё, что в коллективе происходит, сразу же должно появляться в уголке, тогда у детей никогда не пропадёт интерес к общим делам. Уголок начинает создаваться сразу же после сбора-рождения коллектива. Тогда на стенде появляется заголовок, эмблема и первые рубрики: «Давайте познакомимся» (с фотографиями ребят по экипажам), «Наши поручения» (с эмблемами поручений, которые были выбраны на общем сборе, и «вертушкой» — «штурвальчиком», «солнышком» и т.п. — с названиями экипажей, чтобы поручения можно было переводить.) Это рубрики постоянные. Позднее в уголке появляются сменные рубрики: «Наши дела», «Мы соревнуемся», «Поздравляем!», «Любите эти песни», «Наша летопись» и другие. Дети в моём классе очень любят рассматривать уголок, и родители, приходя на собрание, первым делом подходят к уголку — узнать, что в коллективе новенького. Уголок должен быть очень красочным, привлекательным, тогда он будет играть важную роль в жизни коллектива.

6. Применение разнообразных методов изучения воспитанников.

Я считаю, что своих воспитанников я должна хорошо знать. Начинаю всегда с наблюдения и бесед (во время медосмотра, на собеседовании, в любое свободное время — в походе, в транспорте, на переменах). Много информации мне даёт обработка родительской анкеты (особенно — графы о состоянии здоровья, интересах и увлечениях). Одним из самых первых я провожу «Цветик-семицветик» (методику определения общественной направленности личности, разработанную Н.П.Царёвой). я анализирую творческие работы ребят — их рисунки («Моя семья», «Мой выходной день» и другие), сочинения («Что меня радует и что огорчает», «Мой друг», «Почему я люблю природу» и т.д.). В становлении коллектива помогают анкеты (анкета оценки, анкета желаний), социометрия (- С кем бы ты пошёл в поход? — С кем бы ты хотел быть в одном экипаже? — С кем бы ты хотел делать сюрприз к празднику?) Результаты этих исследований показывают положение дел в экипажах — насколько там сложились дружеские отношения — и в коллективе в целом.

7. Творчество во всём.

Этот принцип связан, на мой взгляд, с отношением к жизни. Жить должно быть радостно и интересно. И каждый может сделать свою жизнь удивительной, а каждый день — незабываемым. Поэтому, независимо от того, что сейчас я веду свой пятый выпуск, и многие тематические периоды, поручения, КТД, праздники — по названию! — уже были, для всех они — и для меня тоже! — всё равно новые. Ведь планируют, готовят и проводят их другие люди. А мой опыт даёт возможность избегать некоторых ошибок или кое-что предугадывать. Необходимо помнить, что творчество — это не сплошная импровизация; чтобы творить успешно, надо обладать обширными знаниями, а каждое дело надо тщательно планировать, продумывать все возможные ситуации и всё, что в коллективе происходит, обязательно анализировать. Тогда в коллективе всем будет комфортно и радостно!

Я надеялась, что эти принципы помогут мне и в работе с новым коллективом.

         Далее >>