МОЙ НОВЫЙ ТРЕТИЙ КЛАСС.
Осенний период. Знакомство. Изучение воспитанников.
Первая наша общая встреча произошла 1 сентября (некоторых детей я видела на медосмотре, но они тогда ещё не знали, что я — их учитель). Как мне запомнить всех быстро, как общаться с детьми, не зная их имён? Применяю старый испытанный приём — таблички. Вырезаю из жёлтой бумаги кленовые листочки, пишу на них имена детей и своё собственное. Родители помогают прикалывать листочки детям на одежду, а я прошу, чтобы первое время этот листочек был у ребёнка каждый день. Больше всего запоминаю одну бабушку — она помогает больше всех. А ещё — что день солнечный, а родители приветливые.
И вот на первом уроке начинаю с детьми знакомиться. Поздравляю с праздником, прошу запомнить моё имя, учу поздравлять с праздником меня — каждый ребёнок, вручая мне свой букет, старается найти свои слова для поздравления, а я благодарю детей, обращаясь к ним по имени.
Первый урок по традиции посвящён нашему городу. Что о родном городе знают дети? Я провожу викторину и тут меня ждёт первое потрясение: дети о своём городе не знают ничего! Я сама рассказываю детям об истории, памятниках архитектуры города, о нашей школе (а ей в этом году исполняется 160 лет!), а дети слушают, затаив дыхание.
Меня интересует, что же было у детей в классе за два года учёбы и что дети запомнили из школьной жизни. Из детских анкет выясняю, что запомнили учителя; что в школе есть буфет, но в него нельзя ходить; что нельзя бегать по коридору; что «жи» и «ши» пишется с «и»; запомнили физкультуру, музыку, информатику, музей, поход в театр и кинотеатр «Искра»; кто-то написал, что запомнил, как с Ариной поссорились; кто-то запомнил последний школьный день и всё! Названия музея и театра не помнят, а праздников никогда не было.
Ещё прошу написать, а что бы ребята хотели, чтобы в классе было и получаю ответы: чтобы была змея и черепаха, попугай, щенок, котёнок, крысы, компьютер, лего, телевизор, конфеты, много книжек и картинок, красивая и хорошая учительница; чтобы сходили в музей, в кино и на спектакль и чтобы сами устраивали театр (думаю, что это пожелание было навеяно театральной ширмой, которая стоит в моём классе, но я этому очень обрадовалась).
Но мои потрясения продолжались! Дети в классе не только не имеют знаний и опыта общественной жизни, они ещё и не наблюдательны. Мы с ними два года находились в одной школе, классы наши выходят в один коридор и каждый год они приходили ко мне в класс на спектакль. Но «признали» меня только двое из двадцати семи. Остальные написали: «первый раз вижу», «не видел никогда».
Если проанализировать высказывания детей по этим трём вопросам, то не будут удивительными результаты ещё одной анкеты: «Кого из класса ты вспоминал летом?» Но тогда ответы детей меня очень расстроили. Треть класса не вспоминала никого! Из оставшихся семнадцати человек трое так объяснили, почему вспоминали товарищей по классу: «она всё время смеётся», «за плохой поступок», «не с кем гулять».
Первые мои выводы оказались неутешительными: во-первых, дети в классе имеют узкий кругозор; во-вторых, класс недружный, никакого опыта настоящей — интересной, увлекательной — школьной жизни у детей нет.
Значит, необходимо работать над развитием детей. Этому, конечно, могут помочь богатейшие возможности нашего города. В план воспитательной работы я записываю знакомство детей с театрами и музеями Санкт-Петербурга. А для желающих решаю вести кружок «История и культура Санкт-Петербурга». Одной из своих задач я считаю приучение детей к чтению, обучение пользованию справочной и энциклопедической литературой. Мы изучим с детьми ближайшие библиотеки, заведём читательские дневники, будем обсуждать прочитанное; а по разным предметам я буду стараться давать задания, направленные на самостоятельный поиск дополнительного материала. А ещё необходимо как можно быстрее разделить детей на микроколлективы, ввести поручения и по микроколлективам готовиться к какому-нибудь общему делу.