Праздник Дружбы.
(из книги «Такая чудесная школьная жизнь»)
Как родилась идея такого праздника?
Один из своих классов я получила в марте. Это были второклассники. Нового класса я не боялась — опыт работы с чужим классом у меня уже был. Причём, опыт радостный. Прежних детей я взяла в третьем классе. И ребята, и родители быстро ко мне привыкли, мы подружились и полюбили друг друга. Я даже написала методическую работу «Мой новый третий класс», которая заканчивалась словами: «Прошло всего четыре месяца. А впечатление такое, что мы прожили целую жизнь». В ней подробно рассказывалось, как, используя методику И.П. Иванова, можно не только быстро создать коллектив, но и развивать детей, формировать в них заботливость и дисциплинированность. Поэтому, беря новый чужой класс, я была уверена в успехе, и в успехе быстром! Я уже и название придумала для новой работы: «Десять дней, которые потрясли...» Но не тут-то было!
В первый же мой рабочий день меня ждало потрясение: ребят не интересовало присутствие взрослого человека в классе (тем более, что я у них была третьей учительницей за полтора года!). Каждый исходил из своих потребностей: Дима при моём знакомстве с классом услужливо после каждой произнесённой мной фамилии кричал кличку; Гоша качался на стуле, стучал ручкой по парте и что-то при этом ныл; Карен ходил по классу тогда, когда хотел и туда, куда ему было нужно; Петя писал и рисовал записки и раскидывал их по всему классу. А на перемене половина класса дралась на убой. Когда я выясняла причину драки, то объяснения были такие: «а он толкнул меня вчера» или «он пнул ногой мой портфель», а когда пыталась разнять дерущихся Петю и Карена, то невысокий Петя, размазывая слёзы по лицу, всё пытался дотянуться до Карена и стукнуть его. То же самое повторилось и на следующей перемене: Гоша бегал по лестнице за Егором и Васей — они на него плохо посмотрели, а Коля и Никита затаскивали девочек в мужской туалет. Девочки не уступали мальчикам — сначала облили их водой, а потом побежали жаловаться учителям. Галя выясняла отношения с Ингой — они подрались и рыдали. Карен толкнул Петю, сзади оказалась Женя — её уронили и ушибли (потом выяснилось, что это Женина особенность — она всегда оказывается в эпицентре, и кто бы ни дрался, больше всего попадает Жене). Девочки водили Женю успокаивать и мыть — опоздали на урок.
Никакие мои уговоры не действовали. На уроке постоянно кто-нибудь разговаривал. Не успокаивало даже моё замечание, не говоря о таких профессиональных учительских приёмах, как пауза и внимательный взгляд в сторону говоруна — можно было проглядеть дыру, а дети даже и не заметили бы. Своеобразие ситуации для меня заключалось в том, что, пока я беседовала с одними нарушителями, в другом конце класса разговаривали другие. Дети могли сосредоточить своё внимание на учебном материале на три минуты.
Этого могло бы хватить, чтобы впасть в отчаяние. Только проблемы с детьми оказались не последними. Родители не уступали детям. Они приходили ко мне жаловаться на чужих детей и других родителей, ругались друг с другом, а ребята утром рассказывали о том, что сказала одна мама про другую и как её назвала.
Что мне было делать? Танцевать?! — (помните, как в «Золушке»?) Хорошо было бы попробовать, но пока не было проигрывателя (дали единственный — старый, без иголки, не работающий)
А что если начать петь? ... И я попробовала. Выбрала самые разные — весёлые и грустные — песни, напечатала их, родители их размножили, и мы стали петь. Пели по любому поводу, на уроке, на перемене... Мы начинали день с песни, которая подходила к настроению, учили песни на уроке, — как только дети начинали отвлекаться. И что-то начало сдвигаться с мёртвой точки. Я стала замечать, с каким удовольствием поют самые вроде бы озорные мальчишки. А когда Дима принёс и показал мне песенник — сам придумал вклеивать туда все наши песни, чтобы не потерять! — я поняла, что всё у нас получится.
Конечно, на первой же неделе я провела общий сбор. Я пришла к убеждению — пока каждый не поймёт, что в классе, кроме него, есть ещё другие дети, пока не научится соотносить свои действия с действиями других людей — у нас ни жизни нормальной, ни серьёзной учебной деятельности получиться не сможет. Научить видеть окружающих и помогает общий сбор.
После урока прошу мальчиков помочь мне поставить парты и стулья для общего сбора. «А что это такое?» — спрашивают. «Вот и узнаете!» Разумеется, было бы проще поставить парты самой. «Помощники» возили их по всему классу в разных направлениях, катали друг друга на стульях, и наконец подрались. В это время прозвенел звонок, ворвались остальные дети и, пока я ставила стулья по кругу, а некоторые пытались мне помогать, переставляя их по-своему, остальные выясняли друг с другом отношения. «Садитесь, кто куда хочет» — опрометчиво произнесла я. Все ринулись занимать себе место, сбрасывая со стульев тех, кто им был не нужен. Карен хотел сесть с Гошей, но тот нашёл себе другого соседа — Карена согнали с места — он ныл и жаловался. Мальчики с девочками сидеть не хотели, а девочки выпихивали мальчиков. Вот опять подрались. Гале не нравится сидеть ни с кем — она села за кругом. Уговариваю Галю сесть с нами, убеждаю Карена, что в другом месте сидеть лучше, напоминаю мальчикам, что с девочками нельзя драться. Наконец, все расселись. И я сажусь вместе с ребятами в круг.
«Вот как необычно мы сидим сегодня — по кругу. Вы заметили что-нибудь интересное?»
«Всех видно — не как на уроке!»
«Мы будем собираться и садиться так раз в неделю, чтобы обсуждать свою жизнь. Мы будем учиться слушать друг друга и высказывать своё мнение. Мы будем думать о том, как сделать жизнь интереснее. И, конечно, будем узнавать друг друга — чтобы дружить с кем-то, надо его хорошо знать. Давайте начнём общий сбор с песни»
Песня «Дружба крепкая» напечатана мной на листочках — на всякий случай — но почти все её знают наизусть. Впрочем, спокойно спеть нам её не удаётся — пока поём, Гоша корчит рожи, и Дима хохочет, Никита не поёт (как я потом узнаю — он принципиально не поёт и не слушает русские песни), Вася с Егором наступают друг другу на ноги и подпрыгивают...
«Садитесь. Давайте будем знакомиться. Есть такая интересная игра „Снежный ком“. И вам в неё будет играть просто, потому что называть нужно будет имена ребят из класса — а ведь вы проучились друг с другом почти два года. Слева от меня сидит Женя — она начинает. Женя называет своё имя. Рядом с ней Настя. Она должна сказать „Женя, Настя“. Рядом — Шура. Она скажет: „Женя, Настя, Шура“. И так далее. Понятно? Я буду заканчивать — мне сложнее всех, но я очень хочу вас как можно быстрее запомнить»
Конечно, кое-какие подсказки у меня были. В первый же день я выдала детям эмблемы с именами — цветочки (в честь наступления весны), и попросила их не снимать всю неделю. Но кто-то цветочек сразу потерял, кто-то оставил дома, поэтому мне было не так легко узнавать детей, как хотелось бы. Но тяжело пришлось в этой игре не только мне. Ребята, хотя проучились друг с другом почти два года, не знали многих одноклассников по именам — в классе были приняты клички. Мальчики и девочки практически не могли находиться вместе — только обижали друг друга, дрались и ругались. Поэтому в первый раз мы закончили эту игру с трудом и то только благодаря моей настойчивости.
«А теперь будем рассказывать о себе — чем любите заниматься, чем увлекаетесь. Когда мне было восемь лет, я очень любила читать, особенно сказки; а ещё занималась в разных кружках — шила игрушки, пела, танцевала, занималась художественным словом. А теперь кто из вас хочет рассказать о себе своим товарищам?»
Желающих было немного — в классе ребята больше всего боялись, что над ними будут смеяться. Но многие рассказать всё равно не успели бы. Слишком много времени занимает в классе каждое действие, так как все сразу отвлекаются. «Мы обязательно за неделю познакомимся со всеми ребятами. И слушать рассказы товарищей нужно внимательно — потом устоим викторину на лучшего знатока своих товарищей. А через неделю вы все разделитесь на команды — экипажи, по дружбе. Я знаю, что все хотят жить в дружном классе, где никто никогда не дерётся и не обзывается. Сегодня я хочу подарить вам очень хорошую песню «Дорога Добра».
Мы поём песню, и общий сбор на этом заканчивается.
С утра мы начинаем «новую» жизнь. На каждом уроке мы много поём. Через каждые семь—десять минут, когда вижу, что ребята начинают отвлекаться, мы вспоминаем старые песни или учим новые. Все песни я вывешиваю в наш уголок, а когда меняю, то складываю выученные песни вместе — и у меня, как у самых находчивых и аккуратных детей, тоже получается песенник — наш, общий, классный. Потом на уроке рисования ребята придумывают иллюстрации к нашим песням и обложку песенника — выходит здорово!
Ещё я всё время говорю детям, какие мы все дружные и какие все хорошие — я знаю, что каждый хочет быть хорошим, только не у всех это получается, а ещё знаю, что человек будет хорошим, если его в этом убеждать!
Дети пишут мини-сочинения на тему «Друг» и «Дружба». Вот, как они понимают, кто такой «друг»:
«это верный, хороший человек, с которым весело, радостно, и, самое главное, хорошо. Друг может выручить из беды» (Настя)
«хороший, добрый человек, который никогда не соврёт, не будет бить своего друга, не бросит в беде, а прибежит на помощь;
друг должен уважать тебя, друг дарит то, что тебе нравится» (Максим)
«друг — это человек, который думает не только о себе, но и о других людях» (Катя)
«это человек, которому можно верить, положиться на него; он никогда не бросит в беде» (Юля)
«это человек, которому можно доверять в любое время. Ты можешь доверять ему любые тайны, он выручит тебя, поможет тебе. Он не будет говорить свою вину на тебя — он признается, что это он сделал» (Света)
«это тот, кто никогда не бросит в беде, всегда выручит и поможет» (Карен)
«друг — это человек, который никогда никого не обижает и никому ничего больно не делает» (Коля)
«друг — это человек, который со мной играет, угощает меня, приглашает в гости» (Вова)
«это человек, который делает всё, что нужно тому, с кем он дружит» (Гоша)
А что такое, по мнению детей, «дружба»:
«это когда люди хорошо относятся друг к другу и хорошо общаются» (Женя)
«когда мальчики дружат с девочками и девочки дружат с мальчиками, и когда всем весело, это — праздник!» (Лена)
«когда нескольким людям нравится находиться в одном обществе» (Шура)
«когда никто не ссорится и не ругается» (Лера)
«когда люди неразлучны; если это настоящая дружба, то она будет продолжаться вечно!!!» (Наташа)
«это то, что делает человека счастливым и не даёт скучать» (Инга)
«когда люди играют друг с другом» (Саша)
«Дружба — это очень весёлое слово. Дружба — когда дети все вместе играют, рисуют, поют и рассказывают свои секреты друг другу, потому что доверяют, уверены, что их маленькие секретики никому-никому не расскажут настоящие друзья» (Максим)
Определяя понятия «друг» и «дружба», ребята вспоминали своих товарищей, случаи из жизни. Причем, многие высказывания детей были близки к определениям, данным в словарях.
Словарь Ожегова:
«друг» — это «тот, кто связан с кем-то дружбой»;
«дружба» — «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Но некоторые детские высказывания ещё раз показали, что ребята настроены эгоистично, потребительски — «со мной играет, угощает, приглашает в гости», «делает всё, что нужно тому, с кем он дружит».
Постепенно у меня вырисовывается идея самого нашего первого праздника. Это будет праздник, на котором все увидят, какие мы необыкновенно интересные и очень разные.
Пока же мы знакомимся друг с другом. Желающих рассказать о себе теперь уже много. К сожалению, некоторые одноклассники пытаются рассказы товарищей комментировать. Тогда я ввожу условие: слушать нужно внимательно, чтобы потом можно было о человеке рассказать. Сама для себя записываю то, что рассказывают о себе дети:
Максим — любит бабочек, рыбалку, всем обязан брату, который его учит; собирает марки.
Гоша — занимается ориентированием, рисованием, любимая передача — «Возможно всё».
Наташа — занимается в музыкальном лицее, недавно получила 8 баллов за экзамен, раньше ходила на танцы, любит мыть посуду.
Каждый человек сам выбирает, о чём ему рассказывать, но ребята очень зависимы и быстро перестраиваются: рассказал Вова о том, что любит смотреть «Телепузиков» и мультфильмы — и все, кто говорил после него, начали перечислять любимые мультики (я даже названий многих не слышала — в основном, иностранные мультсериалы!) Или поведала нам Инга, что больше всего любит макароны с курицей — и все остальные стали рассказывать, что они любят есть.
На следующий день я уже провожу викторину:
Кто в нашем классе занимается картингом, плаваньем, таэквондо?
Кто занимается рисованием и фольклором?
Кто любит шить?
Кто играет на балалайке? А на гитаре?
Дети с удовольствием отвечают. Рады правильным ответам и те, кого я загадала — они довольно улыбаются.
На уроке рисования я предлагаю ребятам нарисовать своего друга — «А если у меня несколько друзей? — Нарисуй самого близкого».
Дети пишут о своём друге сочинение, где нельзя называть имени и фамилии, но нужно постараться так описать человека, чтобы все догадались, кто это такой.
Всё это время я занимаюсь тем, что изучаю детей. Выясняется, что, в учебной деятельности — на уроках, контрольных — кроме неустойчивого внимания, класс отличает большое количество ошибок: по русскому языку на 25 писавших — 149 ошибок (причём на пропуск и замену — 51 ошибка и 70 — на безударные гласные в корне). На переменах, наблюдая, как ребята не могут играть друг с другом, решаю, что надо самой учить детей разным играм. И, конечно, провожу социометрию. Она показывает то, что я и так знаю — никаких выборов между мальчиками и девочками нет. Класс разделился пополам. Это, конечно, не значит, что среди мальчиков или среди девочек есть какая-то большая дружба. В классе есть взаимные выборы, но очень многие не получили выборов вообще. Выходит, что задач у меня очень много и все первоочередные! — и учебные, и воспитательные. И без дружбы у нас ничего не получится!
Вот наступает день, когда мы делимся на экипажи. День рождения коллектива. Я прошу детей придти на сбор красиво одетыми — потом мы это назовём «Форма № 1».
Мы встаём в круг.
Внимание! Наш торжественный общий сбор начинаем с песни «Дорога Добра»:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра.
— Вольно! Можно сесть! Сегодня у нас очень важный день — день рождения нашего коллектива. Нам предстоит серьёзная работа — разделиться на экипажи — группы по дружбе. В экипажах вы будете готовить сюрпризы к праздникам, экипажем вы будете выполнять задания Совета Командиров, вместе выполнять поручения. Значит, рядом должны быть люди, которые не подведут, с которыми вам приятно общаться и работать — ваши товарищи. И, конечно, в каждом экипаже должны быть и мальчики, и девочки — ведь работу придётся выполнять разную, и что-то лучше получается у мальчишек, а что-то — у девчонок. В каждом экипаже должны быть люди, которые всю работу организуют, за всё отвечают — это командиры. Как вы думаете, каким должен быть командир?
Честный! Справедливый! Добрый! Умный! Весёлый!...
А есть ли в нашем классе такие ребята?
Есть! Саша, Вероника, Максим, Никита, Света, Шура, Наташа...
Ребята называют имена товарищей, которые могут быть командирами, а я их записываю на доску. Вот в командирах уже тринадцать человек — полкласса.
— У нас будет только четыре экипажа, значит, и командиров нам нужно выбрать четырёх! Давайте будем голосовать. Посмотрите внимательно на все имена и выберите себе четыре. Потом я буду перечислять всех, а вы руку поднимете тогда, когда я назову имена тех, кого вы выбрали! Поднять руку можно не больше четырёх раз.
Ребята голосуют, и первыми командирами выбраны Саша, набравший семнадцать голосов; Максим, получивший шестнадцать выборов; Света и Никита, получившие по одиннадцать голосов.
Я приглашаю командиров к доске.
Ребята, вам предстоит сформировать свой экипаж. Каждый из вас по очереди будет выбирать себе в экипаж человека из класса. Главное, чтобы мы никого не забыли. Кого нет на сборе?
Всех отсутствующих выписываю на доску, чтобы ребята выбирали и их. Выбирать договариваемся так: командир-мальчик выбирает девочку, а командир-девочка — мальчика. Первый выбор сделан. Саша выбрал Шуру, Максим — Леру, Никита — Наташу, а Света — Мишу. Теперь ребята в экипаже должны посовещаться и вдвоём выбрать себе третьего товарища: первые три экипажа — мальчиков, а последний — девочку. Так и идёт формирование экипажей: мальчик — девочка — мальчик — девочка. Когда ребята выбирают из списка отсутствующих, я рядом с именем пишу командира. Вроде бы всё идёт довольно спокойно; проблема возникает, когда остаётся на доске одна Галя. На сборе её нет, и брать её ни один экипаж не хочет. Что делать? Взываю к чувствам детей: «Представьте, если бы вы пришли в школу и узнали, что было формирование экипажей, а вас никто не взял!..» Доброй Наташе удалось уговорить весь экипаж, и ребята берут Галю к себе. Экипажи сформированы, и я всех поимённо переписываю на доску уже по экипажам, а ребят прошу занять специально отведённые для экипажей места.
— Теперь у нас есть экипажи. Но, наверное, неинтересно обращаться друг к другу — «экипаж номер один», «экипаж номер два»... Хорошо, когда у экипажа есть имя. Но все имена тоже должны быть чем-то связаны, какой-то общей идеей, общим именем. Нам нужно придумать имя всему нашему классу. Хотите, я расскажу, какие имена были у моих предыдущих классов?
Хотим!
— Давным-давно, когда в нашей стране ещё были пионеры и октябрята, мои самые первые дети дружили с юными моряками и хотели быть на них похожими. Они назвали свою группу «Маяк» и объясняли её название так: маяк в море помогает кораблям ориентироваться в тёмное время суток и в плохую погоду, и мы хотим помогать людям, заботиться о них. И, действительно, заботились. Готовили поделки, ставили спектакли и показывали их в школе, в детских садах, в доме престарелых...
А следующий мой класс был класс шестилеток. Это были очень хорошие дети. Они были самыми старшими в детском саду и заботились о младших, у них были общие сборы, и они сами думали, как сделать свою жизнь интересной. Но в октябрята их не брали — было не положено, чтобы октябрятами становились такие маленькие ребята. Они, правда, про себя не думали, что они маленькие. Как-то на общем сборе мы с ними стали думать, а каким должен быть настоящий школьник — не важно, сколько ему лет. И решили: он должен быть добрым, честным, смелым, справедливым, должен думать о других и делать для других добрые дела. «Как светлячок!» — сказал кто-то. — Верно! Наша группа будет называться «Светлячок». Ничего, что он маленький, но от него в мире пусть немного, но лучше, светлее. Мне это название очень нравится, и детям в других классах тоже нравилось, поэтому все мои классы потом и назывались «Светлячок».
История возникновения названия ребятам нравится, они тоже хотят, чтобы наша группа называлась «Светлячок».— Тогда придумайте название для своего экипажа, которое бы подходило к общему названию группы. Сомкнитесь!
Я показываю ребятам, как удобно вести обсуждение в экипаже — сев в маленький кружок. Все в таком кругу высказываются по очереди, а командир ведёт обсуждение, подводит итог и выступает от имени экипажа на общем сборе.
Экипажи придумывают себе названия: «Дружба», «Солнышко», «Фонарик», «Огонёк», а я прошу каждого принести свою маленькую фотографию, чтобы оформить в нашем уголке рубрику «Давайте познакомимся».
На сборе — рождения коллектива нас ждёт ещё одно важное дело — мы должны выбрать для своего класса поручения, ведь ребята уже большие и сами могут ухаживать за ним: поливать цветы, подметать пол...
Я рассказываю, какие поручения могут быть, и какие действия они могут включать, и ребята из всех поручений выбирают те, которые больше всего подходят нашему классу: «Хозяева», «Цветоводы», «Дежурные» «Книголюбы». На листочках я пишу названия поручений, листочки сворачиваю, и командиры тянут жребий. Экипажу «Дружба» досталось поручение «хозяева». Они стирают с доски, вытирают пыль, подметают пол, проветривают помещение. «Солнышко» — «дежурные» (раздают тетради, готовят класс к урокам рисования и общему сбору, готовят поздравления товарищам). «Фонарик» — «цветоводы» (поливают цветы, рассказывают о природе), «Огонёк» — «книголюбы» (убирают в классной библиотечке, готовят викторины по прочитанным книгам). Я говорю, что эти поручения даются экипажу на неделю, и через неделю вместе со сменой командира мы будем менять поручение.
Сбор — рождение коллектива заканчивается построением по экипажам и вынесением решения общего сбора, а ещё я прошу подумать вместе и посоветоваться дома, каким будет наш первый праздник, чему он будет посвящён.
На следующее утро начинается работа по поручениям. Я собираю каждый экипаж, мы ещё раз повторяем, что нужно сделать по поручению, распределяем, кто за что отвечает, и некоторое время ребята довольно усердно поручение выполняют. Но проходит какое-то время, и я вижу, что в некоторых экипажах поручение выполняется одной какой-нибудь ответственной девочкой — остальные в это время всё так же бегают и дерутся. Но замечаю, что дерутся всё-таки реже. Мы продолжаем петь на уроках, и теперь даже танцуем, поскольку Сашин папа починил нам проигрыватель и все розетки. Дети просят и на переменах ставить музыку и с удовольствием танцуют сами. Ещё у нас появился чайник и чайный столик. Родители приносят чай, песок, шиповник, мы завариваем витаминные чаи, и многие на переменах пьют чай и общаются.
Планирование праздника начинается на родительском собрании. Родители работают в тех же экипажах, что и дети — они быстро освоились и уже обсуждают какие-то свои дела. Тогда я прошу подумать о нашем первом празднике. Предложения к празднику появились только у родителей экипажа «Огонёк»: они говорили о празднике Победы, предлагали учить стихи и песни о войне, подготовить стенды с открытками, рассказы о войне. Остальные экипажи «присоединились». Тогда я рассказываю о положении дел в классе — о том, что дети не знают и не любят друг друга, не видят ценности и красоты каждого человека в коллективе и поэтому много дерутся, ябедничают, обзывают друг друга. День Победы — замечательный праздник и мы, конечно, ещё будем о нём говорить, но сейчас значительно важнее показать, какие в классе интересные люди, какие все разные и постараться сделать на празднике так, чтобы нам всем вместе было тепло и радостно.
Родители прислушались к моим словам и стали обсуждать праздник Дружбы.
— Хорошо бы посидеть вместе за чайным столом — это как-то роднит.
— И ещё — нужно продумать игры с ребятами, пока накрывают на столы.
Родители распределили обязанности на празднике: экипаж «Дружба» отвечает за чай — родители продумывают оформление стола, приносят чай и сахар, покупают салфетки и тарелочки, а каждая семья приносит с собой чашки и какой-нибудь сладкий сюрприз; экипаж «Огонёк» взялся отвечать за встречу ребят и гостей и придумывает, чем занять пришедших, пока все собираются; экипаж «Фонарик» будет занимать детей и родителей перед чаепитием — нужно найти интересные подвижные игры; а родители экипажа «Солнышко» подберут тихие игры в помещении, чтобы ребята, которые обычно наедаются быстрее, чем взрослые, не были предоставлены сами себе и не бегали бы по школе.
Я поделилась своей идеей праздника — устроить вечер «Мир наших увлечений», где каждый покажет, что хочет и может — чем занимается, интересуется. В какой форме это будет представлено — дело ребят, а родителей я прошу помочь своим детям определиться и прорепетировать с ними выступление.
Договорились мы и о дне праздника.
Планировали мы праздник и с детьми. Сначала я тоже хотела узнать, какой праздник предлагают провести экипажи — ребята говорили о Весеннем празднике, на котором можно устроить конкурс, кто лучше прочитает стихотворение о весне; об учебном празднике, где можно проводить викторины, загадывать загадки и давать ответы на примеры.
Когда я спросила, а не хотят ли ребята провести такой праздник, где выступит каждый — кто-то споёт, кто-то станцует, расскажет о любимой книге или покажет любимый фокус... — то дети так оживились, что тут же хотели рассказывать, кто и что будет на празднике делать. Мне пришлось напомнить, что значительно интереснее будет, если всё мы будем готовить в тайне, по секрету от всех. Я предложила ребятам репетировать выступление с собственными родителями, а мне только сказать, что это будет, чтобы я составила общую программу. И сообщила ребятам о предложении родителей устроить чаепитие — это вызвало бурю восторга.
Началась подготовка к празднику. Каждый день мы учили и пели песни о дружбе, о сверстниках; искали, читали и обсуждали стихи о друзьях; проводили викторины «Угадай, кто это?»; играли в разные общие игры — «Угадай, чей голосок?», «Ручеёк», "Паучок«...- в которых нужно позвать товарища по имени, взять за руку, заглянуть в глаза... Ребята подходили ко мне и по секрету (иногда — шёпотом) сообщали, с чем они будут выступать на празднике и у меня потихоньку складывался сценарий всего праздника.
В назначенный день все желающие — дети и родители — пришли украшать класс: развесили шарики, оформили огромные праздничные газеты — одну — из детских высказываний о друге и дружбе, а другую — из рисунков и рассказов о своих друзьях. Родители Насти нарисовали название праздника на длинном куске обоев — получилось очень весело! — и повесили его над доской.
В день праздника в классе звучит музыка и смех, в коридоре — идёт репетиция. Родители экипажа «Огонёк» показывают, где можно переодеться и занимают всех пришедших и готовых к празднику весёлыми загадками и скороговорками. Мы с командирами экипажей проверяем, кто ещё не пришёл, и договариваемся, где какой экипаж будет сидеть. Парты из класса вынесены, стулья стоят полукругом в два ряда. Когда все собрались, командиры приглашают родителей своего экипажа занять места во втором ряду, а младшие братья и сёстры садятся в первый. Экипажи строятся в коридоре, мы договариваемся, как каждый экипаж себя представит гостям, и все экипажи по очереди входят в класс и рассаживаются на своих местах. Потом каждый экипаж дружно встаёт и громко называет себя: «Дружба», «Солнышко», «Фонарик», «Огонёк».
— Вот и пришёл наш первый общий праздник. Мы к нему долго готовились, но теперь можно с уверенностью сказать, что собрались на него друзья. Я всех поздравляю с праздником Дружбы! Мы начинаем его песней:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий, верный друг!
— Сегодня в этом чудесном концертном зале выступают мастера своего дела — знаменитые артисты, спортсмены, художники, фокусники. Открывает наш вечер Дима — человек, который любит рисовать покемонов — басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». (Уже по первому Диминому выступлению мне становится ясно, что он сможет играть самые сложные роли в нашем театре — мальчик артистически очень одарён).
—— В нашем классе есть не только знаменитые чтецы, но и очень известные рукодельницы. Настя принесла на сегодняшний праздник вышитую салфеточку, а Катя — костюм для куклы. (Девочки рассказывают, как они готовили свои работы и проносят их по классу, показывая всем).
— Отгадайте, кто сейчас будет выступать: «занимается музыкой, любит мыть посуду, раньше ходила на танцы». Верно, это Наташа. А кто это: «очень весёлая, красивая, у неё коричневые волосы, голубые глаза, белый бадлон, чёрные брюки, белые туфли, зелёная заколочка и доброе сердце»? Конечно, это — Света. Сегодня подруги танцуют и поют песню «Прозвенел звонок». (Наташа и Света очень музыкальные и пластичные — танец получился почти профессиональным)
—— Об этом человеке известно: любит делать домашние задания по математике, а музыке училась у Наташи. Встречайте! Лера с коллекцией киндерсюрпризов. (Лера принесла в аккуратненькой коробочке много-много симпатичных зверюшек — бегемотиков, львят, пингвинов. Игрушки очень понравились всем!)
-По школе прокатился слух, что в одном модельном агентстве работает будущая Клаудиа Шиффер. А сегодня Юля выступает с фокусами. (Юля показала фокусы со спичечным коробком и с верёвочкой — в перерыве многие осаждали Юлю с просьбой рассказать, как этот фокус делается)
— «У него коричневые глаза, коричневые волосы, приятный голос, хорошая внешность...» — так написал об этом человеке его друг, а вот ещё одно впечатление: «Отлично учится, обычно грустный, не очень разговорчивый, по знаку Зодиака — Близнец». Кто это? А что мы ещё о нём знаем? Сегодня Максим нам расскажет о своих любимых бабочках. (Максим, действительно, очень любит бабочек, с удовольствием за ними наблюдает, читает о них, и на празднике рассказал очень много нового)
—— «Любит помогать маме, делать поделки и играть с сестрой в прятки» Догадались? Нет? Тогда вот ещё про неё сочинение: «У неё зелёные глаза, коричневые волосы. Она умная, красивая, отзывчивая. Лучшая подруга в мире». Инга сегодня выступает с ребусами.
—— Лучшая подруга Инги, поклонница Наталии Орейро и фильма «Мачеха» — Настя — выступает с задачами на смекалку.
—— «У него голубые глаза, светло-коричневые волосы, он весёлый, умный, трудолюбивый, отзывчивый, добрый, а, главное, он хорошо относится к своим друзьям». Это отзыв Максима о Саше. Сегодня Саша поёт песню М. Дунаевского «Тридцать три коровы» (Саша очень волнуется и начинает немного скованно, но песню ребята учили на уроке музыки, поэтому все подпевают, и Саша успокаивается)
—— Чем увлекается наша Вероника? Верно, она занимается рисованием и фольклором, а выступает сегодня с ребусами.
Ребусы Вероника придумывала вместе с мамой. Их много и они очень красиво нарисованы. Ребусы ребята разгадывают вместе с родителями. Мне нравится наблюдать за ними — весёлыми и активными.
—— Любимая передача этого человека — «Возможно всё». А занимается он рисованием и ориентированием. Верно, это Саша. Сегодня он показывает гимнастические упражнения. (Саша маленький и очень застенчивый. И тут оказывается, что он ловкий и гибкий. Он так красиво выполняет свой номер, что все долго аплодируют).
—— «Ходит на ориентирование вместе с Настей и Сашей, любит делать домашние задания и рисовать». Женя читает стихи о дружбе. (Женя перед праздником долго не могла придумать, какое стихотворение читать и я принесла ей «Хорошие товарищи» Сергея Михалкова. У Жени голос звонкий, и читает она с удовольствием).
—— Ещё один представитель музыкальной школы в нашем классе ходит на гитару. Гоша сегодня исполняет «Этюд». (Гоша играет на гитаре что-то нежное и напевное, и так он совершенно не похож на Гошу, который качался, стучал и ныл на уроках — другой человек!)
— «В детском саду занималась хореографией и аэробикой, а теперь играет на фортепиано». Шура исполняет «Собачий вальс». И к ней присоединяются Света, которая занимается фортепиано, как и Шура, второй год, и Наташа, которая учится в музыкальной школе уже в третьем классе. (Наташа играет профессионально. Из высказываний родителей: «Игра девочек на пианино, особенно Наташина — яркая, весенняя!»)
— «У него глаза зелёные, а волосы коричневые. Он среднего роста, очень тихий, молчаливый, любит ездить в деревню и играть с собакой». Догадались? Конечно, это Егор. Он к сегодняшнему празднику нашёл ребусы.
— Кто в нашем классе увлекается таэквондо, картингом и плаванием? Это Никита у нас такой спортивный человек. Он сегодня показывает некоторые движения из таэквондо. (Движения приводят мальчишек в восторг и я говорю, что рассчитываю, что их не будут применять на переменах).
— «Не люблю делать уроки, люблю играть с крысой», — так сказал о себе Петя, а Глеб и Карен больше всего любят бегать по школьному коридору. Сегодня мальчики объединились и поют песню о дружбе.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
— «Любит смотреть телевизор, особенно передачи „Телепузики“ и „Сам себе режиссёр“, очень любит ходить на дискотеки в летнем лагере». Сегодня весёлый Коля подготовил загадки.
— «Увлекается каратэ, в музыкальной школе играет на балалайке» Вася только что вернулся из заграничной поездки и исполняет на любимом народном инструменте два произведения: «Весёлый музыкант» и «Большие и малые колокола». (Вася мог бы ничего не играть — просто выйти с балалайкой — и уже произвёл бы фурор! Столько она вызвала эмоций! Но Вася ещё и сыграл — вдумчиво, прислушиваясь к каждому звуку, — и этим запомнился всем. «Дома мы с Вероничкой обсуждали весь праздник и сошлись на том, что Вася из заграничного турне очень загадочен был», — так описала свои впечатления о празднике Вероникина мама).
Почти все загадки о ребятах были отгаданы. Если кого-нибудь не могли отгадать, я брала большую раму от картины и показывала этого человека в раме. Все смеялись — так важно выглядел ребёнок! — и запоминали, чем он увлекается и что любит.
— Закончились выступления замечательных людей нашего города. Теперь слово предоставляется родителям замечательных людей.
Мы сидим по экипажам, и сейчас между экипажами пройдёт соревнование на самых музыкальных и знающих людей. Нужно вспомнить песни о весне и по очереди спеть один куплет. На подготовку и вспоминание песен даётся пять минут.
Итак, Кольцовка песен начинается! Повторять песни нельзя, прерывать чужую песню тоже нельзя. Можно подпевать другим экипажам. Ребята могут помогать родителям. Кто самый смелый? Вызывается экипаж «Дружба» — потом оказывается, что там самые голосистые мамы: поют дружно, красиво, с удовольствием...
— Всё стало вокруг голубым и зелёным.
В ручьях забурлила, запела вода.
— Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
Где же ты, подружка, яблонька моя?
— Хороши весной в саду цветочки,
Ещё лучше девушки весной.
— Ой, цветёт калина
В поле у ручья,
Парня молодого
Полюбила я.
— Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт.
Лучше нету той минуты,
Когда милый мой придёт. ...
А потом мы пьём чай и долго не можем разойтись...
Я прошу всех желающих написать дома свои впечатления о празднике.
Вот отзывы детей: «На празднике было и чаепитие, и весёлые игры. Хорошо, что с нами играли родители. Только мне не понравилось, что Глеб всегда выкрикивал», «Родителям и мне очень понравился этот праздник», «Мне очень понравилось, как был украшен класс», «Мне этот праздник запомнится надолго», «Наверное, этот праздник был самым лучшим из всех, на которых я был!»
Родители тоже поделились своими размышлениями:
«Мне очень понравился праздник. Мы посмотрели, на что способны дети. Многое было сделано своими руками. Чай, сладости — всё было тоже замечательно. Вы, Вера Леонидовна, приложили к этому празднику немало сил, за что Вам большое спасибо. Все хотели этого праздника и старались, как могли!»
«Очень понравилось, как выступали дети, с охотой. Понравился конкурс, где дети узнавали, кто есть кто по описанию»
«Каждый смог и захотел что-то показать. Очень интересно. И даже родители принимали участие. И я тоже, хотя у меня нет ни голоса, ни слуха»
«Я думаю, что праздник был замечательный. Мы Вам очень благодарны. Если бы не Вы, праздника бы не получилось. Было очень приятно услышать краткую характеристику ребят, их взгляд и суждение о самих себе»
«На празднике мне больше всего понравилась игра „загадки“, когда дети отгадывали друг друга. За такой короткий срок Вы так сблизили детей, что они знают каждого до таких мелочей. Это было очень удивительно и приятно. Быть Учителем — это действительно призвание!»
«Смысл жизни — в жизни. Так хочется гармонии в своём бытии. Праздник явился наслаждением, праздником души в нашем немного сереньком существовании. Нисколько не преувеличивая, пишу эти строки. Как нам не хватало этих встреч! Родителей это объединяет, а детям нужны такие праздники обязательно. Хотя бы для того, чтобы раскрепоститься, узнать друг друга лучше. Сколько дарований, талантов открыли мы на празднике — все ребятки интересны по-своему каждый! Вам, Вера Леонидовна, желаем творить и получать от этого большое удовольствие и хотим Вам в этом помогать»
И правда, из общего творчества родилась идея: из номеров, показанных детьми на праздниках, готовить концерты и выступать перед ветеранами нашего района и перед маленькими детьми в детских садах и в родной школе.
После этого праздника прошёл целый год. Год, заполненный важными делами на пользу и радость окружающим людям, поездками, общением, праздниками...
В результате вот, с чем мы пришли к концу начальной школы.
В итоговой контрольной работе по русскому языку ребята допустили только 36 ошибок (вспомним 149 ошибок год назад!). Многие отличились в олимпиадах. Саша занял первое место в школе в олимпиаде «Русский медвежонок». Максим, Настя и Петя завоевали призовые места в школе в международной олимпиаде по математике «Кенгуру». Команда класса получила первое место в школьном туре олимпиады для знатоков и любителей книги, а команда школы при участии Юли — третье место в районе. Максим занял первые места в школьных олимпиадах по русскому языку, математике и культуре Санкт-Петербурга. Настя, Катя и Вероника заняли первое, второе и третье места в районной олимпиаде по ТРИЗ, а Максим стал абсолютным победителем по ТРИЗ в своей параллели в городе. Весь класс получил самый высокий средний балл в параллели по психологическим тестам за решение логических задач. Света, Шура, Саша, Алина и Наташа стали лауреатами школьного конкурса «Каждый ребёнок — талант». Команда класса заняла
А всё это произошло оттого, что ребята стали дружными, заботливыми и творческими. Каждый думал о том, как сделать нашу общую жизнь интереснее. Поэтому класс выступал с концертами и спектаклями перед ветеранами нашего района и будущими первоклассниками; проводил весенние труддесанты по уборке территории школы, победил во всех школьных сборах макулатуры.
Я сравниваю первую и последнюю социометрии. В первой социометрии мальчики выбирали только мальчиков, а девочки — девочек; индекс изоляции в классе (дети, не получившие ни одного выбора) составил 14%. Последняя социометрия показывает, как мальчики и девочки в классе подружились, как им хорошо вместе (коэффициент взаимности в классе равен 40%, а индекс изоляции снизился до 3,7%).
Общую картину подтверждают и детские сочинения на тему «Я в моём классе»:
«Когда я прихожу в класс, все сразу встречают тебя дружелюбно. 3 „В“ — самый классный, самый лучший, самый добрый» (Алина)
«У меня здесь много друзей, мне с ними хорошо» (Юля)
«Мои друзья делятся со мной радостью или мне что-нибудь дадут, что я забыла дома» (Женя)
«Дети у нас в классе хорошие, трудолюбивые» (Лера)
«Для меня школа — как свой второй дом, у меня здесь много друзей» (Саша)
«Я чувствую себя в классе очень-очень уютно» (Света)
«В моём классе я чувствую себя хорошо, даже лучше, чем дома. Хорошо бы оставаться в школе на весь день» (Егор)
«В классе очень много заботливых детей и, когда приходишь в класс, все тебе радуются, здороваются с тобой. И сразу становится тепло и весело» (Вероника)
«Наш класс изумительный, в нём очень красивые рисунки и весёлые праздники» (Настя)
«Здесь меня все понимают, и я стараюсь со всеми обращаться так же доброжелательно, понимающе. Хорошо, что в классе вывешивают работы. На них очень интересно смотреть и узнавать много нового. У нас в классе часто проходят праздники, на них я лучше узнаю других ребят и могу показать то, что я умею. Нравится мне и учиться, так как я узнаю много нового и познавательного» (Андрюша)
«Мне очень нравится писать сочинения, рисовать фантастических существ» (Дима)
«Мне хочется приходить сюда каждый день. Тут люди особые — добрые, весёлые и трудолюбивые» (Никита)
А началось всё с Праздника Дружбы!