Праздник «Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики!» (сценарий)
(1 класс, 1 четверть; конец сентября — начало октября)
1. Сбор, экскурсии по выставке рисунков, поделок, тетрадей, «Нашей Азбуки», «Нашего счёта».
Рассаживание гостей. Гостям даётся задание по наблюдению за детьми на празднике.
Построение детей по экипажам.
Класс празднично украшен. На доске цветными флажками с буквами написано: «Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики».
2. Ребята заходят в класс, выстраиваются у парт.
Учитель: У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь со всеми. Найдите, где сидят ваши родные и друзья. Пожелаем Доброго Утра всем и себе!
Здравствуйте! Поздравляю всех с первым общим большим праздником! Его название мы сейчас с вами прочитаем (читают, конечно, те, кто умеет, остальные — «подпевают»). Мы учимся уже ровно месяц. Ну, а настоящие ли вы ученики, скажут сегодня наши гости. Это наша приёмная комиссия. Садитесь. Серьёзные испытания нам поможет провести Волшебная Книга Сказок. (Книга на доске). Давайте её откроем.
3. 1 страница Волшебной Книги Сказок — «Три поросёнка».
Учитель: Герои какой сказки изображены? Сколько поросят на картинке? Сколько грибов? Сравните. А что значит «сравнить»?
Носик — круглым пятачком, им в земле удобно рыться.
Хвостик — маленьким крючком, вместо туфелек — копытца.
Трое их, но до чего же братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Как зовут поросят? Кто из поросят самый умный?
Наф-наф подготовил вам трудные вопросы:
— Из чего состоит речь?
— Что вы знаете о предложении? Составьте предложение по картинке по схеме.
У каждого на столе Зачётная карточка. На ней напечатана картинка. Возьмите карандаши или фломастеры, аккуратно раскрасьте картинку. Составьте предложение по своей картинке. Сколько слов в вашем предложении?
— Из чего состоят слова?
— Из чего состоит каждый слог?
— Какие группы звуков вы знаете? Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Физминутка (ребята выполняют определённые движения со словами):
Все ребята дружно встали и на месте зашагали,
На носочках потянулись и друг другу улыбнулись,
Как пружинки мы присели и на место тихо сели.
4. Учитель: Отгадайте, о ком следующая сказка.
С букварём шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка, как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
2 страница Волшебной Книги Сказок — «Буратино и Мальвина».
— Постройте схему слова «Буратино».
— Сколько в слове слогов? Какой ударный?
Как ватрушки без варенья,
Как без хобота слоны,
Так слова без ударенья
Жить не свете не должны.
В каждом слове, без сомненья,
Нужно ставить ударенье.
Но, чтоб не попасть впросак,
Нужно помнить,
Где и как!
— Чем выражен первый слог? Второй слог? Третий? Четвёртый?
— Буратино в гостях у Мальвины. В каком красивом домике она живёт! А в стране Азбуки — свои домики. Кто живёт в них? Сколько мы всего изучили букв? Сколько из них гласных? Сколько согласных? Сравните. Кто хочет охарактеризовать букву? (на учительском столе — перевёрнутые карточки с буквами; дети берут карточку и дают характеристику букве).
— Перед домом Мальвины — пруд. Наш кораблик, конечно, там не пройдёт. Но у нас есть своё море с чудесными островами. Кто хочет быть капитаном? (на островах написаны гласные буквы; «капитан» вставляет согласную букву — из изученных — в кармашек на кораблике и подводит кораблик к разным островам; ребята читают получившиеся слоги).
— А в чём всё-таки разница между звуками и буквами?
— Мальвина довольна вашими ответами и предлагает станцевать. Физминутка «Утро» (танец на месте поставлен на музыку А. Петрова к кинофильму «Служебный роман»)
5. 3 страница Волшебной Книги Сказок — «Гномы».
Учитель: Мы сейчас путешествовали на корабле, но в следующую сказку нас довезут только вагончики. Приготовились. Поехали. Приехали.
— Какая это сказка?
— Сколько гномиков? Сколько шариков? Сравните.
— Каждый гномик пришёл со своим заданием.
Восемь храбрых малышей переходят вброд ручей.
Один отстал «и я хочу!». Сколько их пришло к ручью? (8+1=9)
Пять щенят в футбол играли. Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет? (5-1=4)
На пасеке три медвежонка играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез, а сколько убежало в лес? (3-1=2)
Физминутка «Вот мои помощники» (для пальчиков)
Вот мои помощники: раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы)
Не сидится им опять. (стряхивают руки)
Повертели, постучали (вертят руками, стучат по крышке парты)
И опять работать стали. (складывают руки на парте)
4 гномик любит составлять слова. (ребята составляют слова из разрезной азбуки)
5 гномик любит стихи про буквы и цифры. (дети читают стихи на память)
6 гномик любит загадывать загадки. А вам нужно записать на своих зачётных листах отгадки.
Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (крот)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Днём спит, ночью летает. (сова)
Физминутка «Десять пальчиков»
У меня десять пальчиков
и они мои.
Я могу делать с ними, что хочу,
не хотите посмотреть?
Я могу их растопырить.
Я могу их крепко сжать.
Я могу сложить их вместе,
или раскрыть широко.
Я могу их высоко поднять.
Я могу их низко опустить.
Они могут спокойно лежать,
или я могу их сложить вот так.
7 гномик спрашивает, на какую геометрическую фигуру похож шарик? Какие ещё фигуры вы знаете? (дети называют и показывают фигуры)
6. 4 страница Волшебной Книги Сказок — «Дюймовочка»
Учитель: Мы попали в гости к Дюймовочке. Она очень любит стихи. Давайте их вместе почитаем. (все хором рассказывают короткие весёлые стихи, которые разучивали с 1 сентября на уроках)
7. Учитель задаёт вопрос родителям, заслуживают ли дети звания «Ученики». Ребята показывают свои заполненные Зачётные карточки. Родители утверждают, что достойны, и вручают Почётные дипломы.
8. 5 страница Волшебной Книги Сказок — «Привет Мартышке».
Учитель: Закройте глаза. Последняя страница Волшебной Книги Сказок необычная. Герои сказки у нас в гостях. (вожатые показывают постановку по сказке Григория Остера «Привет Мартышке»)