Весенний период. Праздник Труда

Шла октябрятская неделя... День знаний, день игры и игрушки, день дружбы, день спорта... 22 апреля — день рождения В.И. Ленина. И к этому дню обязательно в стране проходил Ленинский субботник. И у октябрят был день труда.

Мы говорим о дедушке Ленине с 1 сентября. Его портретом открывается «Букварь» — первая учебная книга. Потом приходит Праздник Красной звездочки. Мы — октябрята. Наших правил ровно пять — мы их будем выполнять...

И вот теперь, в апреле, мы обсуждаем на общем сборе что мы, внучата Ильича, можем сделать полезного для окружающих.
— Где мы можем поработать?

Ребята совещаются в экипажах и один из командиров, Андрей, сообщает:
— Таня говорит, что можно пойти в детский садик к её маме и что-нибудь там сделать.

Связываюсь с Инной Васильевной — Таниной мамой. Она — заведующая детским садом, который расположен в бывшем доме купца Дернова, на Таврической улице. Дом удивительный. Таких домов в нашем районе много. Снаружи вроде бы ничего особенного, а внутри... Лепка, живописные плафоны, стенные зеркала, камины изразцовые, витражи на окнах...
И — самое главное! — беломраморная внутренняя лестница с бронзовыми украшениями на перилах. Украшения — цветы, листики, завиточки — слишком мелкие для взрослых рук...
Не возьмемся ли за них мы?

Я говорю ребятам на экстренном общем сборе:
— Есть важное дело. Нужна помощь детскому саду. Кто пойдет? Форма одежды — рабочая. Остальное нам обещали дать.

Идти решают все.

В саду нас ждут, встречают у дверей. Ленинский субботник мы начинаем с линейки. Инна Васильевна (заведующая детским садом) говорит, что дело, которое нужно сделать для детского сада, очень сложное. «Только ваши пальчики могут справиться! Нужно мыть украшения на этой красивой лестнице!»

Вот это, мне кажется, в субботнике и было самым главным для детей — «есть дело, которое сделать можете только вы!»

Потом мы выясняем, как нам лучше работать. Конечно, по экипажам — ведь в экипаже собраны друзья, и, значит, работа пойдёт успешнее всего. Командиры экипажей получают ведерки (тоже важно — ведерки небольшие — специально для детей!) И тряпки. Каждому экипажу даётся свой участок на лестнице. Дети протирают украшения, гордясь такой важной работой и неожиданно начинают петь. Запел один экипаж, другие подхватили. Потом экипажи запевали песни по очереди, а все товарищи по классу подпевали.
Закончился труддесант линейкой и чаепитием. Заведующая поблагодарила нас за хорошую работу и подарила всей группе книги о Ленине и надувные мячи. Книги вошли в нашу классную библиотечку и пользовались успехом — ребята вспоминали, что заработали их на субботнике. А мячи мы брали с собой на прогулки и выезды.

Что бы я отметила, анализируя «Ленинский субботник»?

Прежде всего — важность дела! В нашем случае — помощь детскому саду.
А может быть помощь библиотеке, работа в ближайшем парке, в любимом зубробизоннике...

А ещё — необходимость нашего участия. В нашем труддесанте это получилось, с педагогической точки зрения, просто здорово. Есть дело, выполнить которое можем только мы!

Обязательное решение о труддесанте на общем сборе — высшем органе коллектива. На общем сборе можно предлагать разные дела на выбор детям. Но выбор должен быть сделан самими ребятами.

И, конечно, торжественное начало и конец субботника. Для детей это очень важно — красота в окружающей жизни, чёткость в организации дел.

Выпуск 1986-1990