Письмо Натальи Малюковой
В 2007 году я участвовала в конкурсе лучших учителей России ПНПО «Образование». Нужно было, кроме разных других документов, иметь письма поддержки. Таких писем набралось очень много, и каждое мне очень дорого. И среди всех писем самое трогательное — письмо моей ученицы из второго выпуска Наташи Малюковой.
Моя первая учительница.
Если есть возможность, 1 сентября иду в свою школу, к своей первой учительнице. Я люблю первый день учебного года — все нарядные, улыбающиеся, с красивыми цветами. Детей и родителей своей учительницы без труда выделяю из толпы — они несут красивые цветы в горшках. Это для класса, в котором им предстоит жить весь учебный год. Родители знают, что лучший подарок для их учительницы тот, что будет полезен и приятен всей ее семье, ее классу...
Существует в России замечательная тенденция — каждый, если не разбирается в политике, то во врачебном искусстве, метеорологии и педагогике — пренепременно. О том, как и кого учить, консультацию вам может дать каждый второй. А вот научить, а тем паче — воспитать, далеко не каждый учитель может. Мне повезло. Моим первым педагогом была Тузова Вера Леонидовна. Встретились мы с этим человеком, когда мне было шесть (и казалась я себе ну очень взрослой). Набор в «нулевочку» помню смутно — вопросы, задания, копирование письменных строк, улыбка и длинная русая коса Веры Леонидовны. Потом была школа. Точнее сказать, была интересная жизнь. Насыщенная, яркая, заполненная массой впечатлений и дел. Теперь уже невозможно сказать, как складывалась бы моя жизнь, будь моей первой учительницей XXX, но есть у меня устойчивое подозрение, что совсем иначе.
То есть, я хочу сказать, что Вера Леонидовна действительно стала в моей судьбе определяющим, направляющим Учителем. Первым. Я хорошо осознаю, что многие из тех навыков, которыми я легко и не задумываясь пользуюсь сейчас, были взращены во мне этим человеком. Она жила нашим классом, для нас, вместе с нами. За последние годы, по роду службы, я имела дела с огромным количеством учителей. Ни на йоту не преуменьшаю достоинства многих из них, но честно и искренне заявляю: «Благодарю судьбу. Мне крупно повезло: моим учителем была Тузова». Говорю, конечно, только за себя. Но... Я поддерживаю связь со своими бывшими одноклассниками (в средней школе нас, к сожалению, расформировали в связи с проведением очередного эксперимента). Уверенна, так, как говорю я, скажут многие из них. От учителей-предметников нашей (163) школы можно было услышать (слышала собственными ушами и неоднократно): «А... это набор Веры Леонидовны, толковые ребята». А когда в девятом классе к нам пришли с тестами по отбору талантливых школьников с лидерскими качествами, все (ВСЕ, я тогда всех расспросила) из моего класса, неравномерно размешенного в
Когда в начальной школе училась я, пионерия еще не умерла. У меня к этой организации самые теплые чувства: меня с ней познакомила Вера Леонидовна. Нас не заставляли «быть октябрёнком», но все лучшее, что заключено в это понятие «Быть», мы прожили сполна. Что это было?
1. Ответственность за свои решения и себя.
Отряды были во всех классах, так было заведено. Знаю, у многих они были формальны. Мы своими «звездочками» гордились. У нас были собрания, на которых я, например, чувствуя себя частью класса, знала, что могу высказать своё и только своё мнение, которое можно и нужно будет отстаивать. Было интересно взять на себя обязательство. И это было трудно, потому что заведено было так: «Сказал — сделал». Если выбрал, будь добр, выполняй. Сейчас это называют самоуправлением и некоторые говорят, что в средней школе дети еще не доросли до самостоятельных решений. Нас дорастили до этих решений в начальной. Тактично, иногда жестко (Вера Леонидовна, не смотря на доброту и мягкость, человек решительный) нас учили принимать взрослые решения в детских вопросах, оставляя за нами право оставаться детьми.
2. Ответственность за другого.
Чувствовать ответственность за того, кто рядом, я научилась в школе. Сработало, наверное, много факторов. Соревновательный выделю легко («звездочка» может вырваться вперед, только если все ее «члены» дотягивают). А еще у меня появилась ответственность за тех, кому хуже, чем мне. На всю жизнь запомнила посещения ветеранов и больных людей, запомнила их трогательную благодарность и слезы умиления от того, что сделала для них я. Это был очень ценный опыт.
3. Развитие творческого и интеллектуального потенциала.
Мы играли спектакли.
У нас был праздник «15 республик, 15 сестёр». Надо было выбрать какую-нибудь союзную республику, найти в классе заинтересовавшихся той же страной, узнать о культуре этой страны, совместно подготовить о ней рассказ, смастерить национальный костюм, оформить газету, станцевать на празднике национальный танец. Да, это был праздник. И это было воспитание патриотизма, а также толерантности к чужим культурам. Мне очень нравилось.
Еще каждую неделю классный стенд был оформлен новой яркой газетой (ее делала сама Вера Леонидовна, а мы были заинтересованной и читающей благодарной аудиторией). Каждый месяц музеи, Планетарий. Мы с удовольствием участвовали во всех школьных мероприятиях. Почти после каждого мероприятия надо было написать впечатления. Я помню, как трудно было сформулировать мысли! Недавно открыла папку начальной школы (ее мы оформляли и составляли сами) и нашла эти первые сочинения. По четыре строчки мучительной работы! Спасибо этим мучениям первого анализа. Теперь я без труда формулирую тома. ©
4. Развитие поисковой активности.
Работать с литературными источниками меня научили в начальной школе. Словари, книги, учебники. Мы создавали тематические альбомы. Это было сложно. Это было интересно. До сих пор люблю это дело.
5. Взаимодействие с родителями.
То невероятное количество мероприятий и творческих заданий, которыми я жила в начальной школе, сплотило мою семью. Родители никогда не проверяли моих домашних заданий, но мы всей семьёй готовили костюмы, рисовали плакаты, искали иллюстрации к сочинениям. Родительская поддержка и присутствие — необходимый атрибут любого школьного дела и праздника. И так было не только в моей семье. Тузова работала с нашими родителями не меньше, чем с нами и работа эта, думаю, была сложнее. Был выделен (сам выделился!!! — В.Л.) родительский актив, поддерживающий и помогающий в начинаниях, но были и недовольные. Конечно, ведь «дергали» в школу родителей постоянно, не многим хочется жертвовать личным временем, а жертвовать приходилось. Вера Леонидовна была очень настойчива. И знаете, что показательно? Одна из самых недовольных мамочек через несколько лет после нашего обучения приложила все усилия, чтобы отдать своего младшего к Вере Леонидовне в класс. Вот такое недовольство.
Пишу эти строки и думаю, что меня никто не заставлял ни учиться, ни участвовать во внеурочных мероприятиях. Тому, как Тузова проводит уроки, приходили учиться и учителя со стажем и практиканты (сколько помню, у нее все время перенимали опыт), Вера Леонидовна постоянно придумывала как интереснее и ярче подать новый материал! — искала у других, изобретала своё. Замечательно работала мотивационная система — способы поощрения лично меня стимулировали великолепно: «Сделать лучше, поставят штампик с зайчиком, пять штампиков — звездочка! Как хочется звездочку на тетрадку!». А почему хотелось? А потому, что не просто «пропечатают», но и порадуются за тебя, с тобой, потому что сопереживут и подтолкнут на новые «подвиги». И появится что-то новое...
Через пять лет после того, как я «выпустилась» от Веры Леонидовны, у нее в классе было столько перемен, что я даже расстроилась — «Как же так! Все не так». А потом пообщалась с ней, с ребятами, их родителями и стало радостно. Мир меняется, люди меняются, Вера Леонидовна никогда не остановится в поиске. И я совсем не удивилась, узнав, что Тузова продолжает учиться, пишет книги и защищает работы. Не удивилась, и встретив свою первую учительницу три года назад на проблемном семинаре по теме профессионального выгорания. Потому что определенно ясно — это не для себя. Это, чтобы помочь другим. К слову. Как раз когда Вера Леонидовна была моему классу заботливой Мамой, у нее на руках уже появилась своя собственная маленькая дочь. Я помню, как мы улюлюкали с ней на какой-то выездной экскурсии. И замечательно то, что сил и времени у Классной Мамы хватало и на своего ребенка и на чужих (хотя, право слово, какие мы ей чужие?).
Чем старше я становлюсь, тем с большим уважением отношусь к этому факту. Тем с большей теплотой думаю о замечательном человеке, которого с радостью назову своим другом. И сейчас, когда я пишу эти строки, я чувствую себя счастливой. Счастливой от того, что могу поделиться светлым опытом общения со своей первой учительницей и могу быть ей хоть немножко полезной. Потому что я твердо выучила в начальной школе — это счастье быть нужным другим и нести им свет. Так делает моя Классная Мама. Так стараюсь делать я. Высокопарно звучит? Возможно. Но говорю как есть, правду.
Заведующая учебно-методическим отделом ГОУ ДОД ДДТ «Фонтанка-32» СПб Центрального р-на; синоптик по первому образованию; турист по призванию Малюкова Наталья Сергеевна.