Чередование традиционных творческих поручений
(из книги «Такая чудесная школьная жизнь»)
Есть еще один способ возбудить интерес ребят к выполнению поручений — ввести соревнование. На мой взгляд, правильно организованное соревнование является необходимой частью жизни коллектива — это возможность посмотреть на свой микроколлектив со стороны — (а как мой экипаж в сравнении с другими?) — да и на себя тоже (а что я сделал, чтобы мой экипаж был лучше, дружнее?)
Вот, как в одном из моих классов — в первом классе шестилеток — было введено соревнование:
Запись в педагогическом дневнике: «Кому первому из нашего коллектива пришла в голову идея ввести соревнование между экипажами — не помню, но кому-то из Совета Командиров в начале Новогоднего периода: «Давайте! Так интереснее»
Стали думать — как. Чтобы было необычно.
— Что самое главное в новогоднем празднике?
— Дед Мороз!
— Подарки!
— Елка! Во! Давайте, у каждого экипажа будет своя елочка.
— Правильно! А на елочке — игрушки...
— Разноцветные!
— Красный — самый хороший.
— А когда ставится «красный»?
— Если поручение хорошо выполняли, работали дружно.
— Правильно! Похуже — ставим желтый.
— Что значит «похуже»?
— Ну, если поручение выполнено, но работали не дружно.
— А если поручение не выполнено — то зеленый!
— — Сказал тоже! Зеленый! Елка же тоже зеленая! Зеленое на зеленом не видно.
— Тогда — синий!
Так и договорились. Теперь в классном уголке рядом со штурвалом мы повесили лист с елочками (у каждого экипажа — своя), на елочке фонарики и хлопушки — пока белые — по числу недель, оставшихся до Нового года.
Конечно, и в организации соревнования есть свои «подводные камни». Мы должны так работать с детьми, чтобы соревнование не настраивало ребят друг против друга: «Вы нам не поставили красный и мы вам не поставим!» Поэтому важно поощрять объективную оценку, хвалить ребят, которые смогли увидеть в работе другого экипажа интересное, новое, отметить сложность работы по определенному поручению и хорошую работу детей. Теперь на общем сборе каждый экипаж не только отчитывается в выполнении поручения, но и выносит себе оценку.
«Сегодня мы подводим итоги выполнения поручений за неделю. Что получилось, что не получилось, почему? Как вы оцениваете работу экипажа за неделю? На обсуждение — пять минут. Сомкнитесь!»
Каждый экипаж садится в маленький кружок. Идёт обсуждение.
— Экипажи, внимание! Время истекло! Слово — командирам!
Наташа: «Наш экипаж «Орленок». Мы были «хозяевами». Мы очень старались: пол подметали, и парты мыли. Только Гриша не слушается и с нами не работает. Мы ставим себе «желтый».
— Все ли согласны?
В экипажах возмущение. Слово берет Андрей: «Им нужно „красный“ ставить. Мы все видели, как экипаж работал. Почему из-за Гриши нужно снижать? Гриша, почему ты девочкам не помогаешь?» Грише неловко от общего внимания. Его товарищ Петя говорит, что Гриша будет работать, просто «так получилось».