День птиц
(из книги «Такая чудесная школьная жизнь»)
Этот праздник в нашем классе появился благодаря моим воспоминаниям. В школе, где я училась, День Птиц был традиционным. Он проходил весной. Школа наша была английская, и каждый ученик к празднику готовил рассказ или стихотворение о птице на английском языке. Больше я ничего о празднике не помню, но идея мне очень нравится. Кстати, старинных календарях-месяцесловах день 17 марта считался днём грачей.
— Что же мы будем изучать, о чём расскажем друзьям и гостям на празднике?
Ребята предлагают познакомиться с доисторическими птицами, с птицами наших лесов, с редкими охраняемыми птицами, с орнитологическими («птичьими») заповедниками нашей страны и, конечно, с приспособлениями, которые мы можем сделать для птиц — домики и кормушки.
— Хорошо бы выбрать новую форму для проведения этого праздника.
— Это может быть какая-нибудь передача о природе.
— О птицах!
— Можно, как по телевизору — «В мире животных»
Очень интересная идея! На планировании мы решили, что в нашей телепередаче «В мире птиц» нужно рассказывать стихи о птицах и петь песни о природе; проводить конкурсы и викторины «Знаете ли вы?», и, конечно, знакомить с разными «птичьими» проблемами.
Для себя, кроме познавательных, я ставлю и другие задачи: развивать творческие способности ребят и умение работать в сводных микроколлективах. Я предлагаю ребятам готовиться к празднику не по экипажам, а разделиться на группы товарищей по увлечениям — мы эти микроколлективы назвали «группы академиков».
Совет Дела — все желающие, кто остался после общего сбора — решил, что в нашей телепередаче будет пять групп «академиков»:
— специалисты по доисторическим птицам (как интересно узнать, какие птицы были раньше!);
— специалисты по птицам нашей местности (чтобы охранять наших птиц, мы их должны знать);
— специалисты по птицам, занесённым в Красную книгу (оказывается, из 700 видов птиц нашей страны в Красную книгу занесено 80!);
— специалисты по орнитологическим заповедникам нашей страны;
— инженеры-конструкторы кормушек и скворечников.
Ребята предложили, чтобы к празднику прошло два конкурса: конкурс стихов о птицах и конкурс поделок. А викторины «Знаешь ли ты этих птиц» и «Узнай птицу по голосу» творческая группа предложила провести с гостями и родителями прямо на празднике.
На следующий же день формируются «академические» группы. Каждый выбирает себе тему, которая его больше интересует. Группы начинают собираться и обдумывать систему своих поисков — решают по секрету от других, о чём интереснее всего говорить на празднике, чем можно удивить и порадовать всех.
Во время подготовки к празднику группы «академиков» собираются у кого-то дома или в библиотеке, вместе со взрослыми учатся пользоваться справочной литературой, а потом обсуждают, кто и что будет рассказывать.
Постепенно собирается выставка наших работ — это самые разнообразные птицы — вылепленные из пластилина, сделанные из разных интересных материалов, нарисованные.
На одном из общих сборов мы выбираем ведущих телепередачи и проводим конкурс стихов. Лучшие стихи войдут в наш праздник. Мы учим танцы, готовим оформление.
Подходит время праздника. Звучит музыкальная заставка «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Ведущие рассказывают о том, какой это чудесный праздник — «День птиц» — и предоставляют слово специалистам по доисторическим птицам. «Академики» выходят в мантиях и шапочках. Они приготовили рисунки и рассказы об удивительных предках современных птиц. Все слушают очень внимательно, ведь то, что подготовили ребята — это сюрприз для всех. Специалисты по Красной книге рассказывают о том, как необдуманно поступал человек, истребляя целые виды птиц, и о тех птицах, кого вовремя взяли под охрану в нашей стране. От специалистов по заповедникам мы узнаём об орнитологических заповедниках — о Черноморском, Кандалакшском, о заповеднике «Семь островов», о болотном заповеднике «Тейчи». Каждый «академик» выбрал и описал определённый заповедник. Оказывается, для охраняемых и редких птиц в нашей стране отводятся целые территории. На празднике одна группа специалистов сменяет другую, а в перерывах ребята читают стихи, танцуют танец маленьких утят, разгадывают интересные ребусы и кроссворды, а родители участвуют в викторинах.
— Мы теперь очень много знаем о птицах, — говорит ведущий праздника. — Что мы сами можем сделать для наших пернатых друзей?
Отвечают на этот вопрос инженеры — конструкторы. Они знакомят всех с различными видами кормушек и скворечников. Каждый конструктор подготовил чертёж и модель кормушки или скворечника, и всем хочется сделать такие же.
Праздник мы заканчиваем песней:
Нам птицы просигналили подъём
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины.
Пока идёт подготовка к чаепитию, ведущие проводят экскурсии по классу. Они показывают собранную нами библиотечку книг о птицах, выставку поделок и рисунков фантастических птиц, выставки марок и значков о птицах (их сегодня с утра принесли Алёша и Юра).
К чаю мама Максима сегодня испекла жаворонков, и в одном из них монетка — на счастье. Такой жаворонок достался нашему маленькому гостю — Вовочке, Гулиному братишке.
Прошёл День Птиц.
На общем сборе мы подводим итоги праздника. Ребята работают в своих — «академических» группах. Они отмечают, как много всего узнали о разных птицах во время подготовки и на самом празднике:
— Некоторых птиц я не знала вообще. Теперь знаю их и немного их историю.
— Я много узнала о том, какую помощь мы можем оказать птицам.
— Я узнал много о жизни птиц, запомнил их названия, могу отличать птиц по голосу и внешнему виду.
— Праздник научил меня лучше обращаться с птицами.
— Что на празднике было особенно хорошо, что вам запомнилось?
— никто не стеснялся
— все подготовились и выступали с удовольствием
— этот праздник был очень нужен — он посвящён природе
— интересно, что на празднике было много разных дел, выступлений
— Кому скажем «спасибо»?
— всем, кто готовил и оформлял праздник
— родителям — за участие во всём
— нашим фотографам
— Вере Леонидовне
— ведущим праздника — они молодцы!
— всем, кто танцевал, пел и читал стихи на празднике
— Что нам пока не удалось?
— некоторые специалисты плохо выучили свои рассказы, запинались
— Что мы возьмём из этого праздника на будущее?
Тогда мы решили, что такие праздники обязательно нужно проводить. И всем, кто на празднике что-нибудь говорит, стараться это делать громко и чётко (а для этого, конечно, свои слова нужно очень хорошо знать!)
А что же будет последействием в таком чудесном периоде?
На общем сборе после обсуждения наших интересных дел я говорю:
— Мы так много всего узнали, прочувствовали, посмотрели...
Как вы думаете, можем ли мы быть кому-нибудь полезными?
Ребята предлагают:
— Давайте сходим к нашим маленьким друзьям в детский сад и расскажем им об интересных животных, о том, как можно беречь природу.
— Можно поиграть с ними в игры, которые мы узнали или устроить соревнования.
— Можно ещё больше узнать о разных птицах. Давайте сходим в Зоологический музей!
Такая возможность ребятам скоро предоставляется. Наше последействие складывается из двух дел: поездки в Зоологический музей, где все «академики» находят своих птиц и с удовольствием нам о них рассказывают и встречи с детьми из детского сада, когда наши ребята проводили с малышами игры о природе.