Комфортная школа. Работа в микроколлективах: отношения, организация, деятельность.

Что такое «комфортная школа»? Для меня это — школа, где всем — и детям, и учителям, и родителям — хорошо. Где родители и учителя не боятся друг друга и любят встречаться, где учителя не работают на износ и не болеют, где дети учатся весело — и поэтому хорошо.

Я работаю в начальной школе и знаю, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра и для младших школьников игра остаётся невероятно значимой. Многие первоклашки и не учиться поначалу в школу ходят. Кому — то нравится школьная форма (если она, конечно, есть), кому-то — ранец нравится носить. Кого из детей привлекает исключительно познавательная деятельность? Да и так уж важно именно для этого ходить в школу? Знания-то ведь можно получать разными другими путями (книги, интернет, телевизор...) А, значит, школа несёт (или, скорее, — должна нести) что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться — с новыми знакомыми, с учителем. Это потом постепенно приходит интерес к учёбе — если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. Так ведь и в этом большое значение играют складывающиеся отношения. Не зря говорят — ребёнок любит не математику, а учителя, который математику ведёт. Значит, отношения — это то, что значимо в школе! Именно отношения — и возможность научиться их устанавливать! — делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят. Именно отношения — добрые отношения с детьми и родителями — дают мне — учителю — силы для работы и доставляют каждодневную радость.

Как строить отношения с детьми и родителями, чтобы они любили находиться в школе? Как организовывать жизнь в классе, чтобы помогать отношения между людьми налаживать? Конечно, дело это не простое. Помочь могут знания по педагогике и психологии общения, но самое главное, на мой взгляд, — постоянная работа учителя: анализ ситуаций, складывающихся в коллективе, направленность на сотрудничество — совместный поиск лучших решений, учёт чужого мнения...

И если мы, учителя, хотим дойти в коллективе до каждого, то удобнее всего работать по микроколлективам, которые дают возможность строить самоуправление. Работа по формированию таких микроколлективов начинается с первой встречи с родителями и с первого детского учебного дня. Родителям на самом первом собрании я рассказываю о том, что в современном постоянно меняющемся мире человеку необходимо понять себя и научиться общаться с окружающими, а этому может помочь общий сбор. Поэтому раз в неделю мы будем собираться с детьми, чтобы обсуждать свою жизнь.

К сожалению, общий сбор пока не входит в сетку часов, а он так необходим в жизни современной школы! Необычно в общем сборе все: атмосфера, структура... Мы сидим в кругу и каждый видит каждого. Это так отличается от уроков, где хорошо видно лишь учительницу да соседа по парте! А многое ли зависит от ребёнка в учебном процессе? В самом лучшем случае он помогает учителю спланировать конкретный урок, но всё остальное — и тема урока! — известно заранее. Тогда как от предложений, высказанных на общем сборе, зависит вся дальнейшая жизнь всего класса. Без общего сбора в классе не создать коллектив, это необходимое условие для функционирования коллектива, для его повседневной жизни. Но если раньше это было личное дело учителя: есть коллектив — детям интереснее жить, они растут заботливыми, активными и ответственными, нет — ну и так можно прожить, одними уроками. Теперь же мой опыт и наблюдения моих коллег показывают — без коллектива, т.е. без дружеских отношений в классе, ребят ничему невозможно научить! Поэтому раз в неделю мы с детьми будем садиться в кружок и учиться слышать и видеть друг друга, учиться высказывать своё мнение в планировании и обсуждении нашей общей жизни. Сначала будем знакомиться друг с другом, а потом разделимся на небольшие группы. Это психологически обосновано. Только там, где собрано (по дружбе!) пять-семь человек, есть возможность каждому высказать своё мнение и каждому побыть командиром. И тогда в планировании дел, их подготовке, проведении и обсуждении будет участвовать каждый! Да и различные дела удобно готовить маленькими группами, тогда на праздниках всегда и для всех будут сюрпризы, и не будет «мероприятий», на которых все дети знают весь сценарий наизусть. На такие же микроколлективы разделятся и родители — и, может быть, им проще — комфортнее — будет принимать участие в делах класса и школы.

Есть ещё одно подтверждение необходимости работать по микроколлективам. В группе со своими друзьями человек чувствует себя защищённым. Ему есть с кем поделиться радостью и печалью. Друзья обязательно поймут и помогут. И этому должна учить вся наша общая жизнь.

Какая деятельность соответствует заботливым отношениям и самоуправлению? Конечно, коллективная и творческая. Коллективная — так как планируется, готовится, проводится и обсуждается воспитателями и воспитанниками вместе (как старшими и младшими товарищами). Творческая — потому что все воспитанники вместе с воспитателями (к которым относятся педагоги и родители) ищут лучшие средства, пути, способы решения жизненно важной практической задачи — всегда по-новому. И эта деятельность представляет собой заботу об окружающей жизни. Всё, что происходит в нашем коллективе — это система действий, направленная на общую радость и пользу.

Удобнее всего общую жизнедеятельность организовывать по тематическим периодам.

Тематический период охватывает и учебную и внешкольную работу, т.е. все дела, праздники, экскурсии, занятия, которые проводятся во внеучебное время, дополняются учебным материалом, и наоборот, учебный процесс подпитывается, углубляется за счет воспитательной работы.

Учебный год делится на несколько (от трёх до десяти) тематических периодов, каждый из которых длится от двух недель до двух месяцев (в зависимости от возраста детей). Количество периодов в году и их длительность учитель устанавливает сам. Каждый период имеет свою тему, которая выбирается исходя из условий жизни природы, общества, школы, из интересов самого учителя, и несет в себе идею заботы о том, что нас окружает. Темы должны быть интересны данному возрасту, соответствовать особенностям класса. Период длится от двух недель до двух месяцев, в зависимости от возраста ребят (чем младше дети, тем, как правило, длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку центрального события тематического периода).

Центральным (главным) событием может быть КТД (коллективное творческое дело) (например: тематический период «Здравствуй, школа» — КТД «Концерт — ромашка»), праздник как серия КТД, сюрпризов, аттракционов (например: тематический период «Береги природу, человек!» — День птиц), операция (например: тематический период «Салют, Победа!» — операция «РВ» — Радость Ветеранам), поход (например: тематический период «Золотая Осень» — поход с наблюдениями осенних изменений в природе).

Проходит тематический период в шесть стадий.

Сначала учитель изучает воспитанников и на основе наблюдений, бесед, изучения творческих работ и анкет учащихся составляет таблицу — характеристику уровня воспитанности личности членов коллектива и, исходя из нее и темы периода, ставит воспитательные задачи. Учитель подбирает средства для решения этих задач: продумывает, какие можно провести экскурсии, беседы, практические занятия, какие коллективные творческие дела предложить ребятам на выбор; вместе с вожатыми (если они есть) и родителями готовит стартовые дела, чтобы вызвать у ребят интерес к теме периода. Это первая стадия тематического периода — подготовительная работа учителя и других воспитателей.

Затем детский коллектив вместе со своими старшими товарищами (учителем, родителями, вожатыми) планирует свою работу. Само планирование идет на общем сборе-старте по микроколлективам («экипажам», «лучикам»). Дети обсуждают, к чему будут готовиться, что проведут, где, когда, с кем вместе, кто будет участвовать в этом деле. Каждый в микроколлективе говорит свое мнение, а потом командир микроколлектива высказывает предложения экипажа общему сбору. Общий сбор — это высший орган коллектива. Решение общего сбора — закон для всех, и каждый член коллектива (это относится и к учителю, и к родителям, и к вожатым, и к ребятам класса) — каждый должен стремиться выполнить это решение как можно лучше. После общего сбора Совет Командиров составляет план работы на данный период. Этот план вывешивается в классном уголке.

И начинается подготовка к центральному событию периода. Это третья, самая длительная стадия периода. Именно в это время проходит большая часть запланированных дел. Все микроколлективы по секрету друг от друга готовят свою часть, а учитель и другие старшие друзья коллектива (родители, вожатые, другие учителя) придумывают сюрпризы и помогают в подготовке микроколлективам.

И вот наступает день главного события — центрального дела периода. Основное в нем — радость! (приподнятое состояние каждого — это особая забота руководителя коллектива!) И, конечно, сюрпризы.

После всякого дела нужно подвести итоги — что дало оно коллективу, каждому его члену; что удалось, а что — нет и почему; что нужно учесть на будущее. Итоги подводятся на пятой стадии тематического периода. Их можно подводить по-разному: провести анкету, выпустить фотогазету, создать диафильм, подготовить линейку с творческими рапортами... Это — у ребят. А взрослые тоже обсуждают общую работу, говорят о том, что получилось, что не получилось, как изменились дети...

На последней стадии тематического периода — стадии последействия — учитель подводит итоги своей деятельности и деятельности родителей, обдумывает, как были решены задачи воспитательной работы, заполняет новую таблицу-характеристику с учётом того, как изменились дети. Ну, а поскольку воспитание (в широком смысле!) — процесс непрерывный, и последняя стадия данного периода является первой стадией (стадией подготовительной работы) нового периода, то учитель ставит новые воспитательные задачи и подбирает новые средства для их решения. Конечно, это — схема. И то, что «заполняет» эту схему никогда не бывает одинаковым. С каждым новым классом, в каждом новом периоде всё получается иначе, чем в предыдущих.

Тематический период требует большой отдачи от педагога. Но он же дает и большие возможности детям и взрослым — проявить себя и лучше узнать себя и окружающих людей.

Итак, каковы же, на наш взгляд, педагогические принципы создания комфортной школы? Это:
— установление товарищеских отношений с воспитателями и воспитанниками;
— организация жизни коллектива по тематическим периодам;
— построение коллективной творческой жизни.

Вся система такой работы основана на концепции Педагогики Общей Заботы, и как части её — на методике коллективной творческой жизни. Её разработал, опираясь на труды А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и В.А. Сухомлинского, Игорь Петрович Иванов в середине XX века. Он говорил о трёх составляющих этой методики, её «трёх китах»: об отношениях, организации и деятельности. Речь шла о сотрудничестве, содружестве старших и младших в общей творческой деятельности, направленной на заботу об окружающей жизни. И организовывать эту жизнь — планировать, готовить, проводить и обсуждать дела — нужно всем вместе.

Каким образом маленькие дети могут заботиться о своём коллективе, об окружающих людях?

Возможность позаботиться о своём коллективе даёт Чередование Традиционных Творческих Поручений, когда всю работу по самообслуживанию ребята берут на себя. Класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны («хозяева», «юннаты», «санитары», «книголюбы», «дежурные», «летописцы» и др.) — по числу микроколлективов; сами определяют, какие действия входят в данное поручение («хозяева» — вытирать пыль, стирать с доски, подметать пол; «цветоводы» — ухаживать за растениями, отмечать погоду, готовить викторины о природе и т.д. ). Эти поручения микроколлективы получают по жребию, а затем каждую неделю происходит смена поручений (их чередование). Выполнение экипажами поручений обсуждается на общем сборе, вместе со сменой поручения меняется и командир экипажа.

Традиционность заключается в том, что данные поручения экипажи по очереди выполняют в течение длительного времени — полгода, год. Но, как любая традиция, поручения не могут существовать без развития. Детям неинтересно выполнять то, что они уже давно знают. Поэтому необходимо дополнять содержание поручений новыми действиями (Например, поручение «игровики»: 1 класс — наводить порядок в игровом уголке; 2 класс — наводить порядок в игровом уголке, проводить физминутки на уроках; 3 класс — поддерживать порядок в игровом уголке, проводить физминутки на уроках и игры на переменах, собирать «Книгу Игр»).

Творчество проявляется в развитии поручений. И ещё в том, что каждый экипаж каждый раз стремится не только выполнить поручение как можно лучше, но и внести в него что-то своё, в зависимости от своих интересов («хозяева» однажды сделали подарок товарищу ко дню рождения — и это стало традицией).

Всё, чему мы научились, выполняя поручения в своём классе, в подготовке к нашим праздникам и коллективным творческим делам, мы потом используем при встречах, выступлениях перед ветеранами, малышами, друзьями из нашей школы.

Забота и творчество связаны, на наш взгляд, с отношением к жизни. Жизнь должна быть интересной. И каждый может сделать свою жизнь удивительной, а каждый день — незабываемым, если подойдёт ко всему творчески. И тогда все наши труддесанты, праздники, походы, встречи с интересными людьми, выступления перед маленькими детьми и ветеранами, коллективные творческие дела на радость и пользу окружающим людям, ежедневное общение друг с другом приносят всем — и детям, и взрослым — радость, успех и счастье.