Коллективная творческая жизнедеятельность в начальной школе

Современное воспитание можно понимать как взаимодействие ребёнка и взрослого, предусматривающее их равенство в правах, сотрудничество и совместную жизнедеятельность. Главной ценностью школьной жизни являются люди — учащиеся, учителя и родители — и их готовность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Тогда основным смыслом воспитательного процесса в школе является создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, учителя и родителей, их духовно-нравственного развития. Такие условия складываются в коллективной творческой жизнедеятельности.

Если мы хотим, чтобы воспитательная работа в классе была эффективной, необходимо выстраивать её в системе. Уникальная система, которая не потеряла актуальности в современной школе, была разработана в середине XX века Игорем Петровичем Ивановым. Отношения творческого содружества поколений, когда воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи, коллективная организация жизни и коллективная и творческая деятельность, которая представляет собой заботу об окружающей жизни, являются основой Педагогики общей заботы.

К сожалению, работа в классах часто представляет собой лоскутное одеяло: и это сказали проводить, и это хорошо бы сделать, а еще и это можно... Если нас интересует, как все эти бесконечные дела повлияют на детей, если мы заботимся о том, чтобы дети росли заботливыми, активными, ответственными, нужно все общие дела — и те, что предлагаются на выбор детям, и те, что учитель продумывает, готовит и проводит сам, — подчинить определенной теме. Коллективная творческая жизнедеятельность в классе строится по тематическим периодам.

Учитель делит учебный год на периоды (от 3 до 10) в зависимости от возраста детей, их интересов, собственных увлечений, традиционных дел школы, важных праздников нашего города. На выбор учителя, конечно, повлияют юбилейные и исторические события в культурной жизни нашей страны. Планируя жизнь класса, учитель пишет только названия периодов и примерные временные границы. Все остальное будет обсуждаться с детьми и родителями.

В каждом периоде дети и взрослые вместе думают об окружающем мире и заботятся об окружающих людях. Так, тематический период «Здравствуй, школа!» наполнен заботой о родной школе, учителях, одноклассниках и друзьях из других классов. В периоде «Золотая осень» идёт забота о природе своего края. Тематический период «Идет Новый год» позволяет творчески заботиться о своем коллективе, о родных и близких людях, а период «Весна — красна!» — о родном городе, о мамах, о всех женщинах и девочках. Тематический период «Салют, Победа!» направлен на заботу о родных и близких, о ветеранах войны.

Длиться тематический период может от двух недель до двух месяцев — это зависит от возраста ребят (чем младше дети, тем длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку центрального события).

Тематический период охватывает и учебную и внешкольную работу, в этом его большое преимущество.

Центральным (главным) событием периода может быть КТД (коллективное творческое дело), операция, поход, но чаще всего это праздник — серия КТД, сюрпризов и аттракционов.

Праздник в школе заслуживает особого отношения.

Праздники любили все и всегда. В моих классах на праздник к одному ребёнку приходили и родители, и дедушки с бабушками, и братья-сёстры, и друзья. Иногда приходили родители без детей — когда ребёнок был в санатории — участвовали в конкурсах, разгадывали ребусы и пели вместе со своим экипажем.

Что такое праздник и для чего он нужен человеку — мы обсуждаем с детьми и родителями.

Вот что написал о праздниках один мой ученик — Гоша: «В нашей жизни есть в череде обычных дней маленькие и светлые включения — праздники. Эти дни всегда светлые и лучистые. В эти дни мама готовит что-то вкусное, и мы всей семьёй ужинаем. В календаре праздники отмечены красным цветом. Их не много, но достаточно, чтобы понять их ценность. „Толковый словарь“ В.Даля слово „праздник“ определяет так: „день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный; день празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю“. В книге Л. Успенского „Почему не иначе?“ рассказывается, что слово „праздник“ произошло от слова „праздный“. Это соответствует слову „порожний“ со значением „пустой“, то есть день, ничем не заполненный, кроме отдыха. Так нам говорят словари и наука о словах — этимология. У нас в стране праздники есть разные: общественные (День Победы), народные (Новый год) и религиозные (Пасха). А человеку праздник нужен, чтобы радоваться».

О том, что праздник — это веселье и радость говорят все ребята. А ещё вспоминают чаепитие, подарки, день рождения, интерес...

Праздник — это место, где можно отдохнуть и повеселиться, порадоваться, можно подружиться, встретиться со старыми друзьями, показать себя, посмотреть, какие подарки сделали другие, и научиться делать такие же. Праздник нужен всему классу — чтобы отдыхать и веселиться, радоваться, смотреть друг на друга! Праздник необходим, чтобы поделиться радостью со всем классом, вспомнить прошлое, посмотреть друг на друга, лучше познакомиться, узнать других людей и показать себя, делать приятное, дарить подарки и научить этому друзей, помириться, если поссорился, пообщаться, поделиться мыслями, развивать в себе разные качества (память, творчество). Каждый новый праздник кажется лучше и интереснее. Очень важно, что от праздников остаётся память. То, чему ты научился на празднике и во время подготовки к празднику, можно потом использовать: дарить радость другим — родным и друзьям, маленьким и стареньким.

С детьми согласны родители: «Я считаю, что праздники нужны везде: в школе, на работе, дома. В наши серые будничные дни праздники — это отдых. Мы так мало встречаемся, общаемся! Праздник — это весело, красиво. Это — общение для детей, а также — для взрослых с детьми».

«Праздники необходимы, потому что это формирует атмосферу в коллективе, доброе, дружеское отношение к товарищам. Именно на празднике каждый ребёнок может проявить себя, показать свои таланты, утвердить себя в коллективе».

Двадцать лет назад родитель мог не придти на праздник, если собственный ребёнок был очень сильно болен.

А сейчас коллеги жалуются: из родителей всего класса на праздник пришли три мамы.

— Почему люди не ходят на праздники?

Мы обсуждаем с детьми, почему люди не ходят на праздники. Проблему рассматриваем со стороны детей и со стороны взрослых. Дети не пришли, потому что заболели, не получилось придти, не нравится праздник, хотят посмотреть телевизор, играют, одни дома, не с кем идти (их некому довести), делают уроки, не хотят (но не могут понять, почему!).

Взрослые не пришли, поскольку много работают, в пробке застряли, некогда, не могут, у них другие дела, нет на праздник времени, готовят ужин, смотрят телевизор, не хотят.

Вот она, новая реальность: на праздник могут не придти не только из-за болезни!

Может быть, не стоит переживать — все люди разные — кому-то нужны праздники, кому-то нет...

Как-то на родительском собрании при обсуждении праздника зашёл разговор с папой новенького мальчика. Мальчик приехал из маленького городка, хорошо учился, с удовольствием работал на общих сборах, но иногда видно было, что он грустит. Когда я спрашивала, что с ним — рассказывал о своих старых друзьях. И на первый в году праздник не пришёл. Стала узнавать — почему, ответил, что был на тренировке. А когда на родительском собрании экипажи стали обсуждать прошедший праздник, папа мальчика сказал: «Мой сын занимается в дзю-до. И нас, родителей, тренер не объединяет в экипажи и не планирует с нами, как провести тренировку, как сделать бросок. Но сын, приходя с тренировки, может целый час рассказывать, как тренировка прошла. И перед праздником он сказал: «Я на праздник не пойду, у меня тренировка, скоро соревнования, я хочу чёрный пояс, как у Путина. А после обсуждения праздника в классе, он не говорил, как жаль, что меня на празднике не было, и какой замечательный был праздник».

Тогда родители стали объяснять, чем праздник отличается от тренировки. Он получается интересным и радостным только тогда, когда его готовят все вместе. И почувствовать радость от праздника можно только участвуя в его разработке, подготовке и проведении. На этом собрании родительские экипажи начали разрабатывать новый праздник. Папа новенького мальчика участвовал в обсуждении, и на праздник пришёл вместе с сыном. Мальчик был в восторге: «Это самый лучший день в моей жизни!» (он играл с товарищами в сценках, участвовал в играх и викторинах, пел с экипажем песни, пил чай с пирогами и дарил подарки друзьям). Папа внимательно смотрел на всё, что происходит, а потом вместе с родителями из своего экипажа убирал в классе. Песни пока не пел — наверное, стеснялся! На мой вопрос: «Как Вам праздник?» — пожал плечами: «Нормально!»

Так что же такое «праздник»?

Новогодний утренник в детском саду даёт новый повод для размышлений.

В конце большого, очень красиво украшенного зала сидят родители на низеньких стульчиках. Видно только тем, кто сидит в первом ряду. Поэтому многие родители весь праздник стоят. В празднике участвуют две группы (около сорока детей), почти все воспитатели детского сада и приглашённые Дед Мороз со Снегурочкой. Работу музыкального руководителя даже трудно передать — она огромна! Очень насыщенный сценарий: много действия, много песен, много танцев, стихов, разнообразных игр. Воспитательницы играют свои роли с удовольствием, некоторые слова предназначены специально для родителей. Дети хорошо помнят свои стихи, танцуют, повторяя движения за воспитателями, и поют вместе с музыкальным руководителем. Приглашённый Дед Мороз весело играет с детьми. А на долю родителей остаётся фотографирование, а после праздника, наверное, обсуждение: понравилось — не понравилось (больше всего, наверное, как часто собственный ребёнок на празднике был на виду) и огромная усталость.

Может быть, родитель на празднике тоже должен быть активным, тоже должен быть всё время занят!?

Праздник, оказывается, интересен и значим только для тех, кто в нём участвует. Пересказать праздник невозможно, так же как невозможно передать словами свою радость, своё счастье. Как организовать праздник, чтобы на него хотелось придти? Как сделать, чтобы праздник всегда был разным, интересным для всех? И чтобы учитель тоже получал удовольствие? В этой серьёзной проблеме мне захотелось разобраться...

Конечно, к обдумыванию системы работы над праздником подводила вся моя жизнь в школе. Вспоминая себя в детстве, я пыталась определить, когда праздник меня захватывал, да и вообще — какие это были дела? Праздников в начальной школе я не помню. И думаю — были ли они вообще? Помню одно выступление перед родителями и учителями в нашем огромном актовом зале: концерт из стихов и песен о нашем городе. Петь, танцевать, читать стихи мне всегда нравилось. Но вот чтобы действие захватывало?! Вспоминается уже старший возраст — постановка спектаклей и лагерные сборы. Конечно, всё это уже без родителей. Своя какая-то уже жизнь. Но маленьким детям необходимо, чтобы родитель был рядом — играл, танцевал, пел. Ребёнок хочет, чтобы родитель порадовался его успехам, а ещё очень хочет сам гордиться своим родителем.

В нашем коллективе сложилась определённая система работы над праздником. Когда определена тема праздника (она может зависеть от общероссийских, городских, школьных событий, от природных изменений), мы собираемся на коллективное планирование. Чаще всего оно проходит на общем сборе. У ребят — отдельно, и у родителей — как педагогов! — отдельно. И дети, и родители работают по экипажам. Это — замечательная возможность участия в планировании каждого, потому что в экипаже каждый по кругу высказывает своё мнение. Планирование можно начинать и в общем кругу — с мозгового штурма, когда каждый высказывает свои предложения к празднику, а ведущий — записывает их. Потом идёт отбор самых интересных предложений. Тех, что будут потом разрабатываться в подготовке к празднику. Когда родительское планирование проводится до детского общего сбора, то появляется возможность обсуждения некоторых взрослых предложений в семьях. И тогда кто-нибудь из детей, помимо обычных стихов, сценок, песен и открыток к празднику, вдруг предлагает что-нибудь необыкновенное. И я, может быть, знаю, что это идея родительская, но все ребята будут уверены, что это предложил свой товарищ. И это очень ценно.

В детском планировании важно узнать, чего хотят сами ребята, и обсудить с ними все предложения — что действительно соответствует теме праздника, а что для данного праздника не подходит.

На планировании праздника родительским экипажам нужно решить, что этот праздник может дать каждому ребёнку и всем нам вместе, как он сможет ещё больше подружить всех, какие создаст возможности для дальнейшего развития каждого. Праздник нужно готовить по микрогруппам. Не обязательно — по экипажам, но обязательно в небольших коллективах. Для того чтобы каждый знал на празднике только свою часть. Всё остальное тогда будет неожиданностью, сюрпризом. Ведь если на празднике не будет сюрпризов, неожиданностей, то он превратится в большой монтаж, где каждый знает все роли наизусть. И тогда — для чего он?

Родители помогают ребятам в подготовке костюмов и выступлений. И ещё оказалось удобным ввести своеобразное чередование традиционных творческих поручений (ЧТТП) родительских экипажей. При планировании праздника мы договариваемся, какой экипаж за какую часть праздника отвечает: за оформление, за чаепитие, за встречу и проводы гостей, за игры с детьми и родителями. А на следующий праздник эти поручения меняются, и экипаж, который готовил оформление, теперь разрабатывает игры, или отвечает за чайный стол...

Чем удобно ЧТТП родительских экипажей? Во-первых, это даёт возможность приложить родительские таланты на радость всему коллективу, развиваться и самоутверждаться. Во-вторых, это сплачивает родителей, а дружные родители — это хороший пример для детского подражания. В-третьих, по моим наблюдениям, чем больше человек сделает для класса, тем больше он класс любит. В-четвёртых, и это очень важно, родительские поручения освобождают моё время — время учителя — для моего собственного развития и здоровья. Наверное, никто не будет спорить, что от здорового, творческого, думающего, постоянно развивающегося учителя всем большая польза!

В свои первые учительские годы ко всем праздникам я всё делала сама: рисовала и печатала грамоты детям и родителям, проводила репетиции с детьми, и на празднике отвечала за всё: за ведение, за игры, за выступления детей. Даже в оформлении класса к празднику ведущая роль была моя. На труддесант приглашались все, но приходили чаще всего одни и те же, они и осуществляли мои идеи. А я, естественно, работала вместе со всеми. Не удивительно, что во время подготовки и проведения праздника я так уставала, что после проведения праздника чувствовала себя совершенно опустошённой. Теперь я часто вообще не знаю, что придумали родители по своему поручению. Тем интереснее мне наблюдать, как и что получилось. Конечно, если ко мне обращаются за помощью или советом, я обязательно помогаю, но теперь я не сковываю самостоятельность и творчество родителей. И меня это радует. И родителей тоже. Я это знаю по обсуждениям праздников на родительском общем сборе. Родительские экипажи говорят о своих впечатлениях: как был класс оформлен, как проводились игры, как были накрыты столы. Конечно, очень приятно услышать от своих коллег — родителей — добрые, восторженные слова о своей работе. Наверное, ещё приятнее услышать мнения об организации праздника, которые я записываю на детском общем сборе и потом зачитываю родителям.

Праздник — это встреча друзей, это желание общаться и дарить радость окружающим людям и радоваться самому. Праздник — это общее дело. Праздник получится настолько хорошим, насколько хорошо отработают все экипажи.

Когда я чувствую, что праздник получается? Когда всем на празднике хорошо, когда сюрпризы есть для всех.

Когда каждый человек от праздника получает наибольшее удовольствие? Когда готовит этот праздник со своими друзьями и участвует в нём сам.

Заботливые отношения между детьми и взрослыми, которые складываются в коллективной творческой жизнедеятельности класса, коллективная организация общей жизни и творческая деятельность, направленная на общую заботу об улучшении жизни создают условия для духовно-нравственного развития детей и взрослых, для раскрытия их творческих способностей.