Каждому — дело по душе!

Дети, учитель и родители — участники образовательного процесса. Как они чувствуют себя в школе? Чаще всего — всем тяжело. Учитель нервничает: с одной стороны администрация не помогает, а проверяет и наказывает, с другой стороны — родители вечно чем-то не довольны, а делать для школы ничего не хотят. Родители тоже переживают — они помнят себя в детстве — слишком часто от школы остаются грустные воспоминания. Да и современная школа мало чем отличается — родитель так же боится школы, боится очередного выговора за плохую учёбу или плохое поведение ребёнка, боится унижения перед другими родителями. А ребёнок — как буфер — страдает больше всего. Ему тяжело всюду: и в школе ругают, и дома наказывают. И в конечном счёте у всех страдает восприятие окружающей жизни, понижается самооценка, ухудшается здоровье.

А ведь выход есть! Надо дать каждому возможность заниматься любимым делом, чувствовать себя интересным и значимым, радоваться каждому прожитому дню. Что для этого надо? Прежде всего найти такую деятельность, в которой участвовали бы и взрослые — родители, педагоги — и дети — ребята разных возрастов. Конечно, в такой деятельности должна проявляться забота — о своём коллективе, о людях — близких и далёких, об окружающей жизни и о себе самом — как товарище других людей. И эта деятельность, естественно, должна быть определённым образом организована — каждый член коллектива должен иметь право планировать, готовить и обсуждать все общие дела. А это удобно делать, когда все ребята в классе разделены на микроколлективы по 5-7 человек; тогда при обсуждении любых вопросов каждый сможет высказать своё мнение и предложить своё решение любой задачи и проблемы. Конечно, для обсуждения жизни коллектива и время нужно особое и определённым образом организованное пространство (не так, как на уроке!) — это возможно делать на общем сборе. Как провести выступление в детском саду или перед ветеранами, что сделать для своих родных, как организовать труддесант или праздник — все эти вопросы сначала обсуждаются в экипаже, а потом командиры экипажей рассказывают всё, что придумал экипаж, всему общему сбору. Родители на собрании тоже смогут спокойно высказать своё мнение, если работу организовать по микроколлективам. Среди людей, которых знаешь хорошо, легко что-то вспомнить из своего школьного или институтского опыта и предложить провести на празднике или в походе со своими детьми. А потом то, что вместе придумано, дорабатывается и становится сценарием на Совете Дела (в котором работают представители от детских и родительских экипажей), готовится по секрету в экипажах (детьми и родителями вместе) и как сюрприз представляется на празднике.

Конечно, без родителей и других взрослых людей жизнь детского коллектива не будет такой насыщенной и разнообразной. У взрослых огромный опыт, используя который, можно очень интересно строить работу с детьми, придумывать новые поездки и встречи, организовывать новые праздники. Главная задача (и трудность!) заключена в том, чтобы убедить всех родителей, что все дети в классе наши общие, и нужно работать со всеми детьми, поскольку мы вместе должны заботиться об их воспитании и развитии. Для этого каждому родителю нужно чувствовать себя профессионалом — нужным и важным для класса человеком.

Когда это возможно? Когда родители выбирают себе по желанию (и своим умениям!) комиссии. К сожалению, чаще в классе работает родительский комитет (из 3-х человек), который делает всё и отвечает за всё. А остальные родители? Наблюдают со стороны, критикуют и отсиживаются. В то время, как родительские комиссии дают возможность найти каждому родителю дело по душе и каждому работать на пользу и радость своему классу. Родитель (и мама, и папа, а иногда и бабушка с дедушкой) выбирает ту комиссию, которая ему больше нравится:
спортивно-оздоровительную — если любит спорт, может вести кружок или подготовить спортивный праздник или организовать поход;
культурно-массовую — если хочет придумывать праздники и заказывать культпоходы в театры, музеи, на экскурсии;
учебно-воспитательную — если увлекается рисованием, печатаньем и может изготавливать наглядные пособия для уроков;
производственно-хозяйственную — если умеет делать ремонт, мастерить разные нужные для класса вещи;
комиссию педагогического всеобуча — если интересуется педагогикой и психологией и может проводить беседы с родителями на интересующие их темы.

Чем ещё хороши родительские комиссии? Это возможность работать ещё в одном родительском микроколлективе, который сформирован из людей, увлекающихся и владеющих одним делом. Каждая комиссия выбирает себе председателя (как экипаж — командира) и он организует сборы комиссии и обсуждение предложений по благоустройству класса и улучшению классной жизни. Роль учителя, как руководителя коллектива здесь очень велика. Ничто не должно проходить бесследно — всё должно быть замечено детьми и окружающими. Поэтому я в своём классе обязательно спрашиваю у детей: «Что нового вы заметили?» и рассказываю, чьи родители это сделали. А на праздниках или итоговых общих сборах всем замечательным родителям вручаю благодарности от администрации школы.

О классе заботятся не только родители, но, конечно, и сами дети. И самая действенная забота о классе — это Чередование Традиционных Творческих поручений. Эти поручения выбираются на одном из самых первых общих сборов, распределяются по жребию между экипажами, а потом раз в неделю меняются. Такими поручениями могут быть: «хозяева» (стирают с доски, носят воду, вытирают пыль, подметают пол); «цветоводы» (ухаживают за растениями); «игровики» (проводят игры на переменах), «дежурные» (готовят класс к урокам) и другие — те, что нужны в данный момент классу. Каждый экипаж старается не только выполнить поручение, но и внести в него что-нибудь новое, своё. И в этом тоже помогают друзья-родители.

А ещё все мы, взрослые, приводим в класс хороших интересных людей. Это, поэты, композиторы, писатели, учёные, ветераны — жители блокадного Ленинграда... Всё это — наш город: удивительный город, удивительные люди! И наша школа — страница истории нашей страны, нашего города: замечательные люди её создавали, в ней учились и работали, замечательные люди преподают и учатся в ней сейчас! Мы — тоже замечательные люди. Каждый из нас — взрослый или ребёнок — чем-то удивителен, не похож на других, каждый — звезда! И класс наш — самый красивый, самый уютный. Мы все любим сюда приходить встречаться друг с другом, приглашать сюда своих родных и гостей. И об этом мы пишем песни. По одному куплету песни придумывает на празднике каждый экипаж, а потом всё, что получилось, дорабатывается творческой группой. Это — песни о нашем классе:

Мы самый дружный класс на свете,
Где зла и грусти нет.
Здесь и родители, и дети
Каждому дарят свет.
В школе большой, известной людям
В городе на Неве
Нашим друзьям мы рады будем
В Маленькой той стране. (из песни «Маленькая страна»)
Ты попал в семью большую
Замечательных людей.
Здесь учиться интересней,
Здесь трудиться веселей.
Здесь в спектаклях ты играешь
Для больших и для ребят
Делать много успеваешь,
Все «спасибо» говорят!
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём! (из песни «Ты — звезда!»)

У человека каждый день есть повод для радости: хорошие отношения, открытие нового, общение с друзьями, интересные дела, забота о стареньких и маленьких...

Такие отношения, когда дети и взрослые — это младшие и старшие товарищи, такая организация — где каждый активно участвует в планировании, подготовке, проведении и обсуждении всех дел коллектива и деятельность, направленная на заботу об окружающей жизни и людях, были названы академиком Игорем Петровичем Ивановым Педагогикой общей заботы.