Каждому — дело по душе!
Дети, учитель и родители — участники образовательного процесса. Как они чувствуют себя в школе? Чаще всего — всем тяжело. Учитель нервничает: с одной стороны администрация не помогает, а проверяет и наказывает, с другой стороны — родители вечно чем-то не довольны, а делать для школы ничего не хотят. Родители тоже переживают — они помнят себя в детстве — слишком часто от школы остаются грустные воспоминания. Да и современная школа мало чем отличается — родитель так же боится школы, боится очередного выговора за плохую учёбу или плохое поведение ребёнка, боится унижения перед другими родителями. А ребёнок — как буфер — страдает больше всего. Ему тяжело всюду: и в школе ругают, и дома наказывают. И в конечном счёте у всех страдает восприятие окружающей жизни, понижается самооценка, ухудшается здоровье.
А ведь выход есть! Надо дать каждому возможность заниматься любимым делом, чувствовать себя интересным и значимым, радоваться каждому прожитому дню. Что для этого надо? Прежде всего найти такую деятельность, в которой участвовали бы и взрослые — родители, педагоги — и дети — ребята разных возрастов. Конечно, в такой деятельности должна проявляться забота — о своём коллективе, о людях — близких и далёких, об окружающей жизни и о себе самом — как товарище других людей. И эта деятельность, естественно, должна быть определённым образом организована — каждый член коллектива должен иметь право планировать, готовить и обсуждать все общие дела. А это удобно делать, когда все ребята в классе разделены на микроколлективы по
Конечно, без родителей и других взрослых людей жизнь детского коллектива не будет такой насыщенной и разнообразной. У взрослых огромный опыт, используя который, можно очень интересно строить работу с детьми, придумывать новые поездки и встречи, организовывать новые праздники. Главная задача (и трудность!) заключена в том, чтобы убедить всех родителей, что все дети в классе наши общие, и нужно работать со всеми детьми, поскольку мы вместе должны заботиться об их воспитании и развитии. Для этого каждому родителю нужно чувствовать себя профессионалом — нужным и важным для класса человеком.
Когда это возможно? Когда родители выбирают себе по желанию (и своим умениям!) комиссии. К сожалению, чаще в классе работает родительский комитет (из
спортивно-оздоровительную — если любит спорт, может вести кружок или подготовить спортивный праздник или организовать поход;
культурно-массовую — если хочет придумывать праздники и заказывать культпоходы в театры, музеи, на экскурсии;
учебно-воспитательную — если увлекается рисованием, печатаньем и может изготавливать наглядные пособия для уроков;
производственно-хозяйственную — если умеет делать ремонт, мастерить разные нужные для класса вещи;
комиссию педагогического всеобуча — если интересуется педагогикой и психологией и может проводить беседы с родителями на интересующие их темы.
Чем ещё хороши родительские комиссии? Это возможность работать ещё в одном родительском микроколлективе, который сформирован из людей, увлекающихся и владеющих одним делом. Каждая комиссия выбирает себе председателя (как экипаж — командира) и он организует сборы комиссии и обсуждение предложений по благоустройству класса и улучшению классной жизни. Роль учителя, как руководителя коллектива здесь очень велика. Ничто не должно проходить бесследно — всё должно быть замечено детьми и окружающими. Поэтому я в своём классе обязательно спрашиваю у детей: «Что нового вы заметили?» и рассказываю, чьи родители это сделали. А на праздниках или итоговых общих сборах всем замечательным родителям вручаю благодарности от администрации школы.
О классе заботятся не только родители, но, конечно, и сами дети. И самая действенная забота о классе — это Чередование Традиционных Творческих поручений. Эти поручения выбираются на одном из самых первых общих сборов, распределяются по жребию между экипажами, а потом раз в неделю меняются. Такими поручениями могут быть: «хозяева» (стирают с доски, носят воду, вытирают пыль, подметают пол); «цветоводы» (ухаживают за растениями); «игровики» (проводят игры на переменах), «дежурные» (готовят класс к урокам) и другие — те, что нужны в данный момент классу. Каждый экипаж старается не только выполнить поручение, но и внести в него что-нибудь новое, своё. И в этом тоже помогают друзья-родители.
А ещё все мы, взрослые, приводим в класс хороших интересных людей. Это, поэты, композиторы, писатели, учёные, ветераны — жители блокадного Ленинграда... Всё это — наш город: удивительный город, удивительные люди! И наша школа — страница истории нашей страны, нашего города: замечательные люди её создавали, в ней учились и работали, замечательные люди преподают и учатся в ней сейчас! Мы — тоже замечательные люди. Каждый из нас — взрослый или ребёнок — чем-то удивителен, не похож на других, каждый — звезда! И класс наш — самый красивый, самый уютный. Мы все любим сюда приходить встречаться друг с другом, приглашать сюда своих родных и гостей. И об этом мы пишем песни. По одному куплету песни придумывает на празднике каждый экипаж, а потом всё, что получилось, дорабатывается творческой группой. Это — песни о нашем классе:
Мы самый дружный класс на свете,
Где зла и грусти нет.
Здесь и родители, и дети
Каждому дарят свет.
В школе большой, известной людям
В городе на Неве
Нашим друзьям мы рады будем
В Маленькой той стране. (из песни «Маленькая страна»)
Ты попал в семью большую
Замечательных людей.
Здесь учиться интересней,
Здесь трудиться веселей.
Здесь в спектаклях ты играешь
Для больших и для ребят
Делать много успеваешь,
Все «спасибо» говорят!
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём! (из песни «Ты — звезда!»)
У человека каждый день есть повод для радости: хорошие отношения, открытие нового, общение с друзьями, интересные дела, забота о стареньких и маленьких...
Такие отношения, когда дети и взрослые — это младшие и старшие товарищи, такая организация — где каждый активно участвует в планировании, подготовке, проведении и обсуждении всех дел коллектива и деятельность, направленная на заботу об окружающей жизни и людях, были названы академиком Игорем Петровичем Ивановым Педагогикой общей заботы.