Использование теории решения изобретательских задач в тематическом периоде и стадиях коллективной творческой жизни

Использование ТРИЗ в воспитательной работе представляется актуальной темой. С одной стороны, взаимосвязь ТРИЗ с воспитательной работой, к сожалению, недостаточно разработана. С другой стороны, одной из задач воспитательной работы является формирование творческой личности. И в этом помогает теория решения изобретательских задач.

Коллективной творческой деятельностью я занимаюсь уже больше двадцати лет и за это время сложилась определённая система работы с коллективом, одним из основных положений которой является творчество во всём. Необходимо помнить, что творчество — это не одна сплошная импровизация; чтобы творить успешно, надо обладать знаниями, поэтому каждое дело надо тщательно планировать, готовить, продумывать все возможные ситуации, и всё, что в коллективе происходит, обязательно анализировать.

Этот принцип связан, на мой взгляд, с отношением к жизни. Каждый может сделать свою жизнь удивительной, а каждый день — незабываемым.

Весь учебный год я делю на тематические периоды — исходя из конкретных условий. Я определяю темы, интересные детям, соответствующие особенностям моего класса и моим увлечениям. Каждый период может длиться от двух недель до двух месяцев (чем младше дети, тем, как правило, длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку центрального дела — главного события тематического периода). Работа по тематическим периодам даёт возможность учебный и воспитательный процесс подчинить одной теме: все экскурсии, походы, беседы, коллективные творческие дела, праздники, а также учебная деятельность содержанием имеет тему периода. Это дает возможность полнее и глубже усвоить материал, развить интерес к окружающему. Кроме того, каждый период — это забота о том, что нас окружает: о школе (период «Здравствуй, школа!»), о родной природе (периоды «Золотая осень», «Береги, природу, человек!»), о родных и близких (период «Мамы всякие важны»), об окружающих людях (периоды «Гайдаровский», «Салют, Победа!») В каждом периоде есть дела, которые позволяют ребятам не только получить знания, овладеть умениями, но и приложить их на пользу и радость окружающим. А это воспитывает активных, заботливых и деятельных людей.

Тематический период требует большой отдачи от педагога, но он же дает и большие возможности всем — и детям, и взрослым — проявить себя, а педагогу — лучше узнать своих воспитанников. Это позволяет эффективнее строить свою работу.

Использование ТРИЗ в тематическом периоде и стадиях коллективной творческой жизни является новой и пока не разработанной темой, хотя именно ТРИЗ способствует формированию системного мышления, развивает фантазию и логику, что необходимо в творческой жизни. Поэтому я обратилась к ТРИЗу, считая его важным инструментом для творчества.

Меня интересовало, на каких стадиях тематического периода возможно использование элементов теории решения изобретательских задач. С некоторыми результатами исследования мне хотелось бы вас познакомить.

Каждый период проходит в шесть стадий, причём, поскольку воспитание — процесс непрерывный, то первая стадия нового периода совпадает по времени с последней стадией предыдущего.

Сначала я знакомлюсь с детьми и, исходя из анализа знакомства и темы периода, ставлю воспитательные задачи, подбираю средства для решения этих задач: продумываю, какие можно в этом периоде провести экскурсии, беседы, практические занятия, какие КТД (коллективные творческие дела) предложить ребятам на выбор; вместе с вожатыми и родителями готовлю стартовые дела, которые возбуждают у ребят интерес к теме периода. Это — стадия подготовительной работы.

В тематическом периоде «До свидания, лето! Здравствуй, школа!» (на стадии подготовительной работы воспитателей во главе с учителем) в последних числах августа я провожу родительское собрание, где подробно рассказываю про общий сбор. Он является отличным средством для формирования коллектива и отдельной личности. На общем сборе дети лучше узнают друг друга, учатся высказывать свои мысли и слушать товарищей, планировать и обсуждать свою жизнь. Сложилась определённая система общих сборов, где каждый играет важную роль в становлении коллектива:
— сбор — знакомство
— сбор — рождение коллектива
— сбор — старт (сбор — планирование)
— сбор — «огонёк» (сбор — подведение итогов)
— сбор — «молния»

Перед сборами — знакомства я обдумываю, как нам в коллективе лучше узнать друг друга, и предлагаю ребятам нарисовать своё имя, как они его представляют и постараться его описать. Ребята рисуют, а потом рассказывают, что представляют, когда слышат своё имя. Таким образом формируется системное мышление.

Катя: «Это — красненький телефончик. Он похож на имя Катя, потому что он красненький и бренчит, как это имя».

Вероника: «Моё имя светлое, осенние оттенки слышны в нём, потому что я люблю яркие цвета осени. Христианское имя Виринея, день ангела 17 октября. Моё имя не часто звучит из уст людей и тем интереснее, что оно редкое. Люди иногда называют меня по имени Вера от незнания, что это совершенно другое имя. Вероника состоит из двух имён Веро и Ника, что обозначает — несущая победу. И хочется верить, что я оправдаю своё имя».

Саша: «Саша — это название титула футбола в будущем. Его достойны только самые лучшие игроки. На нём изображён футбольный кубок 2005 года. Он сделан из золота и похож на ремень. Символизирует победу, смелость и умение играть в футбол. Он весит 50 кг. Ещё в нём есть серебро и бронза, слитые вместе, что и придаёт красоту и гармоничность этому поясу».

Максим: «Я представил своё имя как кактус, даже не знаю, почему. Скорее всего потому, что я люблю природу и все Максимы ассоциируются у меня с растением или животным. Может быть я чем-то похож на цветущий кактус. Честно говоря, мне нравится, когда мама сравнивает меня с кактусом. Кактус зелёный, а я люблю зелёный цвет, он приятен для глаз. Кактус расцветает и я тоже. Значит, во мне и в кактусе есть общее».

Настя: «Я очень похожа на пейджер. Я получаю интересную информацию и передаю её. Когда я получаю информацию грустную или плохую, я стараюсь её стереть».

Саша: «Когда я слышу своё имя, я представляю себе санки. Мне представляется этот предмет, потому что слово „санки“ похоже на моё имя. Мне и самому нравится кататься на санках».

Я радуюсь, что ребята такие поэтичные и разные, и прошу их дома сделать необычную поделку — смоделировать своё имя. Мы устраиваем из наших имён выставку, разглядываем её и пытаемся угадать, на кого похоже каждое «имя».

На одном из общих сборов я рассказываю ребятам о ТРИЗ. Мы вспоминаем сказки — авторские и народные. Одна из них знакома всем с детства — это «Колобок». Почему Колобок был Лисой съеден? Вопрос, конечно, очень трудный. Вообще, народные сказки имеют необычайно глубокий смысл. Колобок в общении шёл всегда одним путём, не учитывая того, что общаются с ним разные существа: — Я тебя съем!
— Не ешь, я тебе песенку спою!

Пел песенку и убегал. И всё получалось — и от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, и от Медведя ушёл... А от Лисы не ушёл — она с ним иначе обошлась... Ну, а для нас-то вывод какой? Все разные, и то, что подходит в общении с одним, не подойдёт для другого. И мы все должны друг друга изучать, присматриваться к окружающим людям, думать о том, что для них приятно, а что нет, и, конечно, поступать только так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами.

Но это глубокий народный смысл, а уж если мы хотим быть заботливыми, то как мы могли бы помочь Колобку? Что можно придумать? Оказывается, есть такая удивительная Теория Решения Изобретательских Задач.

И мы знакомимся с системным оператором и пробуем решить, как помочь Колобку, пользуясь вот этими девятью окошечками.
— Что является подсистемой Колобка? Из чего он состоит?
— Из мякиша и корочки.
— Как можно использовать мякиш и корочку, чтобы помочь Колобку?
— Отбросить часть корочки и залепить мякишем Лисе глаза.
— Такой приём в ТРИЗе называется «отброс и регенерация частей». А что является надсистемой? К чему Колобок относится? Где происходит основное действие?
— В лесу.
— А что может помочь Колобку в лесу?

Обсудив все варианты, мы пробуем составить свою сказку — кальку, используя схему: «А и Б создали К. К убежал от А и Б. К встретил В, В хотел уничтожить (использовать) К. К применил приём общения, отвлекающий внимание и исчез из поля зрения В. Аналогично произошла встреча К и Г, К и Д. К встретил Е. Он использовал тот же приём, но Е оказался хитрее и в результате Е уничтожил (использовал) К»

На второй стадии тематического периода мы планируем центральное дело периода. Главным событием может быть КТД (коллективное творческое дело), праздник как серия КТД, сюрпризов и аттракционов, операция, поход. Чаще всего планирование происходит на общем сборе. Общий сбор — это высший орган коллектива. Решение общего сбора — закон для всех членов коллектива, и каждый должен стремиться выполнить это решение как можно лучше. Само планирование идет по микроколлективам. После общего сбора Совет Командиров составляет план работы на данный период. Этот план вывешивается в классном уголке.

В тематическом периоде «Береги природу, человек!» я, кроме познавательных, ставлю и другие задачи: развивать творческие способности ребят и умение работать в сводных микроколлективах. И на стадии коллективного планирования Дня птиц предлагаю ребятам готовиться к празднику не по экипажам, а разделиться на группы товарищей по увлечениям — мы эти группы назвали «группы академиков». Что же мы будем изучать, о чём расскажем друзьям и гостям на празднике? Ребята предлагают познакомиться с доисторическими птицами, с птицами наших лесов, с редкими охраняемыми птицами, с орнитологическими («птичьими») заповедниками нашей страны и, конечно, с приспособлениями, которые мы можем сделать для птиц — домики и кормушки. Так формируются «Академические» группы — каждый записывается в группу, которая интересует. Группы начинают собираться и обдумывать систему своих поисков — решают, о чём интереснее всего говорить на празднике, чем можно удивить и порадовать всех.

А я пока предлагаю всем придумать свою фантастическую птицу, нарисовать её, назвать и описать, где живёт, чем питается, чем занимается.

«Мою птицу зовут Метеороглот. Он живёт на планете Бульба. Там всегда тепло, а ещё там красная земля и зелёное небо. Метеороглот любит есть метеориты и может летать со скоростью света. Он извергает пламя из железного клюва. Его любимое занятие — летать по космосу. Он разноцветный, у него огненно-синий хохолок. Метеороглот покрыт чёрной оболочкой, чтобы его не пробил большой метеорит» (Дима Я.)

«Эту птицу зовут Гаичноног. С такими гаечными ключами на ногах она легко может захватывать добычу. Она живёт в стране Линча. Ростом она в 40 см. Детёныши рождаются ростом в 10 см. Родившиеся Гаичноноги очень слабые и поэтому растут они в узких норках. Эти птицы питаются Амчинами — что-то вроде майских жуков — переваривает пищу 2 часа. Враги гаичнонога — галеры. Это хищные звери с очень тонким телом. Гаичноног отличается быстрым бегом. Эта птица может бежать со скоростью 140 км/ч. Живут гаичноноги стаями по 20 птиц. Зимой они перелетают в страну под названием Рубгала. Гаичноног не наносит ущерба окружающей его среде» (Саша С.)

«Эту птицу назвали Нотокрыл не потому, что она хорошо поёт, и не потому, что у неё большие и красивые крылья, а из-за того, что при полёте издаёт прекрасные звуки. Делает она это так: при взмахе перья в крыльях пропускают воздух так, как это делает губная гармошка. Нотокрыл — очень красивая птица. Сама она коричневая, а перья оранжевые, жёлтые и красные. Своими большими когтями Нотокрыл вцепляется в деревья, а клювом вытаскивает жучков. Также Нотокрыл питается насекомыми. Он такой быстрый, что за день может поймать больше 15 кг насекомых! Нотокрыл — очень большая птица. Размах её крыльев — 3,5 м. Нотокрыл очень выносливый: он может врезаться головой в дерево и ему ничего не будет. Так он отгоняет других нотокрылов со своей территории» (Максим Ф.)

Когда ребята показывают свои рисунки фантастических птиц и рассказывают о них, то неизбежно возникают вопросы — в основном, когда нарушается логика изложения. Никита, рассказывая о своей птице, сообщил, что она гурман, питается сникерсами и лазает по помойкам. Вопросов возникло множество: что такое «гурман» и где на помойках сникерсы... Но самый интересный задала Лера Т.: «Посмотрите на внешний вид птицы. Как вы думаете, чем она на самом деле питается?» И самого Никиту осенило: «Гайками!» Рассказ о птице он переделал.

«Шмалялка питается гайками, гвоздями, болтами. Её крылья покрыты железом. Эта птица никогда не ходит по земле, но очень хорошо плавает» (Никита К.)

Третья стадия — самая длительная — посвящена подготовке центрального дела. Именно в это время проходит большая часть запланированных дел и воспитательных занятий, посвященных теме периода. Все микроколлективы по секрету друг от друга готовят свою часть центрального дела, а мы вместе с родителями, вожатыми и другими учителями придумываем сюрпризы и помогаем в подготовке микроколлективам.

В «Космическом» тематическом периоде я думаю, как развить детское воображение, расширить возможности детей в проникновении в такие сложные вещи, как освоение космоса? Конечно, создав такие условия, при которых ребёнок сам становится творцом, изобретателем. А на стадии коллективной подготовки центрального дела периода, обсуждая на внеклассном чтении книги о космосе, о Юрии Алексеевиче Гагарине, о конструкторах ракет, ребята задают вопрос «А есть ли жизнь на других планетах?» Тогда я предлагаю пофантазировать на эту тему: «Если бы на какой-то другой планете нашлись бы какие-нибудь живые существа, то какими приспособлениями для жизни они бы обладали?» «У них должны быть руки. Ну, не руки, а что-то, чем брать» «Хваталки или держалки» «Да! А ещё — ходилки или топалки» Детей явно увлекает словотворчество, а некоторых новые изобретённые слова приводят в восторг — дети начинают хохотать. «Думалка!» «Соображалка!» «И тельце. Как его назвать?» «Держалка — на него же всё прикрепляется! Или прикреплялка!»

После вариаций на тему, решили, что то, чем инопланетяне что-то берут, назовём «хваталки», то на чём передвигаются — «топалки», то, чем они думают — «соображалка» и то, на что всё это крепится — «держалка». Мы составили общую таблицу, в которой каждый нарисовал для себя по несколько хваталок, топалок, соображалок и держалок, а потом, задумав какую-то формулу, получил набор для своего существа: хваталки — такого вида, топалки — такого, и т. д. А потом началось самое интересное — из этого набора нужно было придумать своё инопланетное существо, дать ему название и рассказать, чем оно питается, есть ли у него друзья и враги, чем оно занимается, что любит делать... Инопланетяне получились невероятно интересные и все разные. Некоторые ребята дорисовывали в таблицу свои графы (у Максима, например, появились ещё «слушалки» и «гляделки»)

«Шапинг покрыт шерстью, чтобы не замёрзнуть. Живут шапинги на планете Марсил. Хоть вид у него страшный, но он питается насекомыми с Марсила. Его глаза служат ему радарами и он с их помощью отлично видит. И слух у него очень хороший. Благодаря своим ногам-щупальцам он очень быстро бегает. Вечные враги Шапинга — Галеры. Они живут большими стаями и, если увидят добычу, могут её постепенно загрызть. Это как бы насекомые — грызуны. На этой планете год — месяц, а месяц — день. Ещё Шапинги, поймав добычу, всаживают в неё яд. И через минуту добыча умирает. Шапинги живут от 70 до 700 лет» (Саша С.)

«Твикси — пришелец. Он тоже живое существо, как и мы. Твикси очень добрый, ласковый и обаятельный. Он состоит из воздуха, который есть на его планете — Тукви. Все обитатели планеты летают с помощью своих ног и тела, а руки служат для отталкивания от ступеней под ногами. Его руки как у лягушки. Его уши как радиопередатчики или спутники. Твикси очень любит модничать. Твикси очень хороший друг» (Вероника Т.)

«Принтер — это космическое существо, которое обитает на Марсе. Он больше, чем обычный человек и сильнее его. У него 6 глаз, чтобы искать полезные для него камни, которыми он питается. Клыки у него для того, чтобы разгрызать эти камни. Щупальца у него на плечах служат ему для поиска этих камней. Они создают лазерный луч. У Принтера очень мощные руки и ноги. Вместо пальцев на руках и на ногах расположены щупальца с присосками. Они помогают ему карабкаться по скалам. Окраска у него особая. Часть до пояса у него сливается с цветом планеты, а верхняя часть — с цветом космоса или воздушного пространства. Жёлтые пятна служат защитой, чтобы его организм не сгорел. Мозг у этого существа очень маленький и неразвитый. Но нюх и зрение у него очень хорошие. Может быть, во Вселенной где-то и находится это странное существо — Принтер» (Саша И.)

А мы решили, что неплохо бы теперь нарисовать и планету, на которой этот инопланетянин живёт, описать её и условия, которые на ней существуют. Фантазия ребят, творческое воображение продолжают развиваться.

«Марсил. На Марсиле нет воздуха, а только газы. Марсил находится далеко от Солнца, поэтому там твёрдая почва и всё покрыто льдом. Только в тёплое время из подо льда появляются цветочки-маломеры. Так как на планете нет воздуха, внутри цветков находится вещество, позволяющее им дышать в таких условиях. У Марсила есть спутник — Сагмил. Он состоит из красного камня. Марсил по размерам чуть уступает Земле. Земля тут кажется маленьким кружком. И Солнце тут не очень большое» (Саша С.)

«Планета Айсинг находится в галактике Алесандра. У этой планеты один спутник — Сипирдс. На Айсинге живут такие существа, как хайросс, огины, нухуки, энины и т.д. Жители Айсинга питаются не только разными растениями и живыми существами, но и лучами звезды Энайлинг. Эти лучи дают силу. Если посмотреть на звёзды галактики Алесандра, то кажется, что все они зелёные. Но это не так. По настоящему зелёная звезда — это Энайлинг. Она единственная зелёная звезда в галактике Алесандра. Все остальные звёзды работают как зеркала. Поэтому второе, шутливое, название этой галактики — Зеленушка. Раз в 195 лет около планеты Айсинг пролетает комета Омега-Альфа. Это название означает „конец и начало жизни на этой планете“. Все живые организмы, чтобы не „спечься“, находят холодное место и засыпают. Комета длинная, даже очень длинная, поэтому спать приходится 5 лет» (Максим Ф.)

Четвёртая стадия — это проведение центрального дела периода. И самое главное здесь — это общая радость, какое бы дело ни проходило (приподнятое состояние каждого — это особая забота руководителя коллектива). И, конечно, сюрпризы друг другу и окружающим.

В тематическом периоде «Мамы всякие важны» центральным делом решаем устроить защиту проектов будущего в помощь маме.

Как показать мамам, что ребята думают о будущем и хотят, чтобы жизнь наших мам и бабушек была легче, чтобы быт был более благоустроенным? На сборе ребята предлагают нарисовать для мам помощников.

Мы выбираем Совет Дела (по одному представителю от экипажа) и после совещания Совет Дела предлагает участникам защиты проектов несколько направлений:
— Одежда будущего
— Домашний помощник
— Квартира будущего

Мы договариваемся, что защищать проект можно любой группе и индивидуальным изобретателям. Ребята работают над своим проектом, затем все проекты вывешиваются на всеобщее обозрение и обдумывание. А на празднике и ребята, и родители имеют возможность задать любые вопросы изобретателям.

Вот, что сообщили на празднике специалисты в области одежды и домашних помощников:
Настя Р.: «На платье много интересных вещей. Например, 1а — специальный карманчик для тоора (тоор — это вещество, которое, например, налепляется на чайник с водой; в кармане остаётся упаковка и, когда вода закипит, упаковка издаст звук). На правом плече в виде брошки с цепочкой висит готокомпас, на нём часы и минуты. Нажав на точное время варки чего-нибудь на кухне, можно будет узнать точно, сколько осталось варить. На платье есть ремешок с пряжкой. На пряжке титул денег. Когда очень понадобятся деньги, стоит лишь перевернуть пряжку. А ещё с пряжкой и 2а платье можно делать и больше, и меньше!»

Егор Ю.: «Это метла будущего. Она метёт сама. Вы управляете ею на пульте управления. Но она может ещё и летать, причём летите на ней вы сами. Руль служит для управления метлой. Когда она летит и когда метёт красная кнопка заставляет метлу мести, а фиолетовая кнопка заставляет метлу лететь. Метла служит как метла, но и заменяет машину»

Шура Б.: «Сковородка для всех. Сковородка пригодна для детей от пяти лет. Ножки у неё для того, чтобы, когда она работает, она стояла не на столе, а на ножках. С ней можно выезжать загород. Срок годности 13 лет. Есть регулировщик для смены скоростей. Скорости надо меня из-за изделий. Сковородка квадратная для того, чтобы делать бутерброды. Мыть её нужно ледяной водой»

Саша С.: «Окслит — робот-хозяин. Микроволновка предназначена для жарки пищи. Руки открывают крышку и кладут еду внутрь. Когда еда готова. начинает мигать сирена. Резалка нужна для перемалывания пищи. Ножик режет пищу. Тряпочка стирает пятна и грязь. Топорик мелко разрубает пищу. Губка всасывает не впитавшуюся воду. Камера снимает кухню, чтобы хозяева могли видеть приготовление пищи. Если в снимках хозяева увидели, что пища сделана не по рецепту, робот переделывает то, что он сделал не правильно и делает точно по рецепту»

Квартиру будущего разрабатывал один Максим. Но зато, кажется, он разработал прихожую до мельчайших подробностей.

Максим Ф.: «Супер-прихожая. Эта прихожая очень просторная. Выполняет много функций. В этой прихожей есть даже быстрая очистка одежды и обуви! Есть ещё сушка, полка с удобным лифтом, который сам поднимает и кладёт вещь на заданный ему этаж (всего этажей 5). Есть даже туалет, чтобы не переобуваться много раз. Эта прихожая имеет всё, что нужно женщине. Во-первых, все замки работают на принципе отпечатков пальцев. Замок внешней двери (выход) работает на коду со специальным алгоритмом. Во-вторых, очистка одежды имеет систему отглаживания, а очистка обуви — систему обгуталинивания. Диван сделан из кожи, а внутри дивана вата. Ковёр зелёного цвета создаёт впечатление леса или поляны. Линолиум сделан из бычьей кожи. Между внутренней и внешней дверями есть полки со сменой температуры. Эта прихожая удобна для всех»

Его работа вызвала среди гостей — мам и бабушек — наибольший интерес и больше всего вопросов. Максим с жаром объяснял всё и на ходу придумывал разные новые приспособления, сам увлекался новыми идеями и начинал их тут же разрабатывать, пока его мама не взмолилась: «Всё, Максим, хватит!»

На пятой стадии мы обсуждаем проведённое дело. Думаем, что дало оно коллективу, каждому его члену; что удалось, а что — нет и почему; что нужно учесть на будущее. Итоги можно подводить по-разному: провести анкету, выпустить фотогазету, создать диафильм, подготовить линейку с творческими рапортами... Это — у ребят. А взрослые тоже обсуждают общую работу, тоже думают о том, что получилось, что не получилось, как изменились дети...

Оказывается, и на этой стадии можно использовать элементы ТРИЗ.

В тематическом периоде «До свидания, лето! Здравствуй, школа!» на стадии коллективного подведения итогов мы выясняем, для чего нам нужен ТРИЗ. Чтобы решать изобретательские задачи. То есть такие задачи, в которых существует противоречие. Противоречий в жизни нашего класса — хоть отбавляй! Вот одно из них — наша жизнь на переменах. Для чего нужны перемены? Чтобы отдохнуть. Но в нашем классе отдых превращался в одну сплошную драку или беготню. Что нам сделать, чтобы и отдохнуть и не мешать окружающим? Обсуждая на общем сборе эту проблему, решили, что на перемене нужно играть — и дружба будет налаживаться, и мешать никому не будем. А кто играми будет заниматься? И мы решаем ввести для работы по экипажам поручение «игровики». Ребята, отвечающие за это поручение, всю неделю проводят на переменах игры, их мы собираем по разным книгам или записываем по воспоминаниям родителей. Так формируется наша «Игротека». Но этого нам уже кажется мало. Кто-то предлагает: «Давайте свои игры придумаем!» Как? На ближайшем общем сборе мы начинаем заниматься системным конструированием игр. Составляем морфологический ящик, договариваемся, что каждый выберет свою формулу и потом придумает по этой формуле игру. Все игры прочитываются и обсуждаются — насколько они новые и интересные. И лучшие игры потом используются на переменах:
Кто поймал? (С-4) «В игре должно быть пять человек. Ведущий держит в руках верёвочку. Остальные стоят друг против друга парами. Ведущий бросает кому-нибудь верёвочку. Кто её не поймает — тот и ведущий» (Света Б.)

Передаваемый мяч. (Д-1) «Надо кидать мяч друг другу. Цель игры — ловить мяч. Кто не поймает мяч — тот выбывает. Кто останется последним — тот победил. Хитрость: делаешь вид, что кинешь одному, а кидаешь совсем другому» (Саша И.)

Игра в мяч. (С-1) «Пять человек встают в круг. Они придумывают тему. Например, „Пластмасса“. Потом они выбирают жребием водящего. Он кидает мяч одному из игроков и называет любую букву. Тот, кому был кинут мяч, должен назвать предмет, сделанный из пластмассы. Если он назовёт предмет не из пластмассы или не на ту букву, то выбывает из игры. Победил тот, кто остался в игре до конца» (Саша С.)

Города с мячиком. (А-1) «Водящий кидает мяч любому из играющих и говорит название города. Играющий должен сказать название города на последнюю букву. И если назовёт, то сам будет водящим и будет кидать мяч другому» (Лера Т.)

Развитие зоркости. (С-3) «Ведущий даёт листок (книгу) с ошибками, а остальные игроки их ищут. Даётся две минуты» (Вася П.)

Интересные антонимы. (Д-1) «Экипаж встаёт в круг или в шеренгу. Водящий (первый с краю человек) называет любое действие и передаёт мяч (желательно маленький). Следующий игрок называет действие, противоположное действию, которое назвал водящий. И к тому же действие, названное вторым игроком должно начинаться на любую букву из слова, которое назвал водящий. Если какой-то игрок не может придумать необходимый антоним, то он меняется с водящим и всё начинается заново» (Максим Ф.)

Эффект потрясающий! Ребята организуют не только своих товарищей, но и ребят из окружающих классов — и старших, и младших. В классе развивается дружба и взаимопомощь, а каждый ребёнок становится более активным и творческим.

И на шестой стадии — стадии последействия — я подвожу свои итоги, анализирую общую деятельность — свою и родителей, обдумываю, как были решены задачи воспитательной работы, отмечаю, как изменились дети. А в детском коллективе проходят те дела, которые ребята предложили провести по теме периода на сборе-«огоньке».

В тематическом периоде «Береги природу, человек!» после обсуждения Дня птиц на стадии последействия ребята решают придумать фантастическое животное (так им понравилось изобретать фантастических птиц!)

«Воронконос — очень маленькое фантастическое существо, а нос у него очень большой. На конце носа трубка, он очень сильно чихает и так может сдвинуть с места небольшой камень. Питается он листьями и травой, пьёт воду. Это животное имеет разные части тела от разных животных. Тело овальной формы и покрыто чешуёй, как у рыбы. Крылышки у него очень маленькие и формы как драконьи крылья. Голова напоминает голову ёжика и лапки тоже ёжика. Хвостик — от маленькой собачки. Голова, лапки, крылышки, хвостик — всё покрыто шерстью. У воронконоса смешной хохолок на голое, он торчит, как маленький кустик. Зрение у него чёрно-белое, очень хороший слух и хорошо развитое обоняние. Он очень добрый. В общем, это безобидное и ласковое существо, этот воронконос» (Саша И.)

«Бузик очень хороший друг из сказочного мира. Ушки у него длинные, на концах метёлки. Они служат для того, чтобы грязь и другие наприятные предметы не попадали в ушки. Подстилка поверх ног служит защитой от его недругов. Бузик не очень большой — всего 15см. Маленький друг очень любит играть и покушать. Питается он из цветка, в котором растут Бузи-ягодки. Поэтому его так и зовут — Бузик» (Вероника Т.)

Получается удивительная вещь: работая над различными проектами, придумывая удивительных существ, ребята не только развивают фантазию, логику, становятся активными и творческими, но и преодолевают недостатки характера. У Саши П. не складываются отношения с одноклассниками — он грубит, задирается, пристаёт ко всем, а когда ему дадут сдачи, хнычет и идёт жаловаться учителю. И вот в своих творческих работах он выводит различных монстров, которые нападают, обижают:
«Птицу зовут шиповник. Он — хищник. На хвосте у него булава. Равных ему по силе нету»,

«Инопланетянин Потрошитель живёт на Сатурне. Это хищный инопланетянин. Он никогда не останется в обиде. Он быстро бегает, поэтому может в любой момент убежать».

Я замечаю, что, фантазируя и изобретая, Саша становится менее агрессивным, более спокойным. ТРИЗ помогает решать личностные проблемы.

Анализ проведённой работы показал, что элементы ТРИЗ можно использовать на всех стадиях самых разнообразных тематических периодов.

Логичнее всего применяется ТРИЗ в коллективных творческих делах познавательного плана. И от слияния коллективной творческой деятельности и ТРИЗ получаются очень высокие результаты и в учебной, и в общественно-значимой деятельности. Ребята в классе становятся дружными, заботливыми и дисциплинированными, у них развивается творческая активность и самостоятельность, расширяется кругозор, развиваются познавательные интересы.