Ещё раз про общий сбор
Когда я анализирую свою педагогическую деятельность, то вижу, что все, чего мне удавалось достичь в работе с детьми и родителями, получалось благодаря установлению товарищеских отношений. А этому способствует общий сбор.
Я рассказываю о нем родителям на августовском собрании: «Раз в неделю мы с детьми будем оставаться на общий сбор. Нам он необходим, чтобы узнавать друг друга, учиться видеть и слышать товарищей, высказывать свое мнение, обсуждать нашу жизнь...»
И в первую же нашу учебную неделю проходит первый общий сбор — сбор-знакомство.
«Мы с мальчиками расставили стулья по кругу. Дети расселись, кто куда захотел. Затихли. Интересно, что-то будет! И я начинаю разговор: «Правда, мы необычно сидим — не за партами, по кругу? Это не случайно — сегодня у нас общий сбор. А на общем сборе каждый должен видеть всех и все — каждого. Посмотрите, какие вы все сегодня красивые, нарядные. Такими вы будете приходить на каждый общий сбор — раз в неделю. Вы будете учиться видеть и слышать друг друга, учиться высказывать своё мнение, беседовать о нашей жизни. Старайтесь как можно лучше узнать своих товарищей — что они любят, чем интересуются. И тогда вы разделитесь на маленькие группки — экипажи — и каждый сможет вместе со своими друзьями готовить сюрпризы для всего класса, подарки к праздникам, думать о том, чтобы наша жизнь была интересной для нас и полезной окружающим. На общем сборе можно обсуждать любые вопросы. Но давайте подумаем, что случится, если все будут говорить о своем или перебивать друг друга? Чтобы такого не произошло, каждый должен знать правила общего сбора. Главное из них — закон правой руки. Посмотрите на меня (встаю и показываю): когда я вот так подниму руку, все должны прервать свои разговоры и сосредоточиться. Давайте, поиграем! Когда я подниму левую руку, можно шуметь, разговаривать, но как только подниму правую... Будьте внимательны!»
Очень интересно наблюдать за детьми, как они изо всех сил стараются шуметь, когда поднята левая рука, и как не только мгновенно затихают, но и замирают, когда я поднимаю правую руку"
Задача этих сборов — узнать друг друга как можно лучше и подружиться, ведь мы будем вместе работать три или четыре года и скоро нам предстоит разделиться на экипажи. Поэтому на каждом общем сборе мы много поём (общие песни сплачивают!), играем в такие игры, которые помогают запоминать друг друга — «Узнай, кто это!», «Снежный ком», «Шепоток», «Аналогии» — и, конечно, каждый рассказывает о себе: что любит, чем увлекается, в каких кружках занимается...
Сборы-знакомства проходят в течение месяца — раз в неделю. А между сборами на переменах мы играем в игры, позволяющие называть товарищей по имени, угадывать по голосу; а на уроках в минутки отдыха мы поем наши песни, которые выучили на общем сборе, танцуем и проводим викторины с вопросами: «Кто в нашем классе занимается музыкой? Кто любит читать? У кого дома живут хомячки?» Ребята очень любят такие викторины — в восторге и те, кто угадывает, и те, о ком идет речь.
И вот на одном из общих сборов я говорю: «На следующей неделе мы будем делиться на экипажи. Подумайте, кто с кем в одном экипаже хотел бы быть».
И сама дня за четыре до следующего общего сбора обязательно провожу социометрию.
Меня особенно интересуют ребята, которые выборов вообще не получили — я пытаюсь понять, почему это произошло — и каждый день, оставшийся до формирования экипажей, показываю детям, чем интересен и хорош этот человек.
Следующий вид общих сборов: общий сбор — рождение коллектива.
Проходит неделя, мальчики ставят стулья по кругу и все встают у своих мест.
Мы по уже сложившейся традиции начинаем общий сбор песней (с песни мы начинаем и новый учебный день) Я сама очень люблю «Дорогу Добра», «Дружбу крепкую», «Мальчишки и девчонки»...
И дети поют эти песни с удовольствием.
После песни ребята садятся в круг, а я начинаю разговор:
— У нас сегодня очень торжественный сбор — мы будем делиться на экипажи. Для чего? (ребята высказывают свои мнения). Верно, чтобы удобнее было планировать и обсуждать нашу жизнь, чтобы интереснее было готовить и проводить разные дела и праздники. У каждого экипажа должен быть командир — человек, который отвечает за работу экипажа. Как вы думаете, каким должен быть командир экипажа?
— Добрым... Справедливым... Весёлым... Он должен думать о других... И сам должен хорошо работать...
— А кто из наших ребят может быть командиром?
Ребята начинают предлагать своих товарищей, а я всех предложенных записываю на доску. Набирается, как правило, человек десять. А иногда и больше. «Очень хорошо, — говорю. — Только в классе двадцать шесть человек, и, значит, у нас будет четыре экипажа. Выберите из списка четырёх человек, я буду называть ребят по порядку, а вы поднимете руку только тогда, когда я назову фамилии тех, кого вы выбрали». Набравшие большинство голосов встают перед классом — это командиры. Каждый командир по очереди набирает себе команду — экипаж. Или: командир — мальчик выбирает девочку, девочка — мальчика и т.д. Можно командиру выбрать одного товарища, а следующий выбор делать вдвоём, затем втроём и т.д.
Когда все разделились на экипажи, каждый микроколлектив придумывает себе имя (не обращаться же друг к другу «экипаж №1», «экипаж №2»!) Но название каждого экипажа должно соответствовать названию класса. И это общее название должно нести в себе какую-то идею. Например, первые мои дети выбрали себе название «Маяк». Старшими друзьями коллектива тогда были моряки, класс увлекался морем и даже форма парадная в классе была с матросским воротником-гюйсом. Ребята говорили так: «Маяк помогает в море находить верный курс и мы тоже будем помогать окружающим людям».
С другими моими детьми мы обсуждали, каким должен быть школьник. И решили: добрым, честным, смелым, справедливым, он должен думать о других, делать для других добрые дела. А кто-то сказал — как светлячок. Такое маленькое существо, от которого в мире немножко светлее. Так наш класс и стал называться «Светлячок».
Это название мне самой очень нравится. Поэтому в каждом своём новом классе я рассказываю эту историю и ребята выбирают «Светлячка». Можно сказать, что теперь в моих коллективах название «Светлячок» традиционное.
На сборе-рождении коллектива, когда все разделились на экипажи, когда у всего коллектива есть название и песня (а, может быть, ещё и девиз), и у каждого экипажа есть и командир, и название, тогда удобно ввести поручения экипажам.
Я спрашиваю у ребят: «Вот вы уже школьники! (или „Вы теперь самые старшие в детском саду“), а кто должен вытирать с доски, поливать цветы, проветривать класс, убирать в игровой? Нянечка?» — «Нет, мы сами!» — «А как удобнее это делать — поодиночке или вместе?» — «Конечно, экипажем!»
Я называю разные поручения, и мы обсуждаем, что нужно нашему коллективу. Например,
«Хозяева» — убирают класс, раздают наглядные пособия к уроку.
«Цветоводы» ухаживают за растениями и рыбками в «Живом уголке».
«Библиотекари» наводят порядок в классной библиотечке.
«Игровики» следят за порядком в игровой комнате.
Выбранные поручения (по числу экипажей) записываю на листочках и приглашаю командиров экипажей. Командиры тянут жребий. Чтобы ребята не расстраивались, говорю, что менять поручения будем раз в неделю на общем сборе вместе со сменой командиров — ведь быть командиром должен попробовать каждый. На следующий день у нас в классе появляется классный уголок с названием коллектива, а в нём первые рубрики: «Давайте познакомимся» (с фотографиями ребят по экипажам) и «Наши поручения».
Ребятам очень нравится находить в уголке себя, своих товарищей, своё поручение.
А что же наши родители? Они тоже не теряют времени даром — познакомились друг с другом, присмотрелись к друзьям своих детей, начали работать в комиссиях по интересам и увлечениям (культурно-массовой, производственно-хозяйственной, спортивно-оздоровительной и учебно-воспитательной). И вот на ближайшем родительском собрании я поздравляю пап и мам с делением на экипажи, рассказываю, как деление проходило, кто в какой экипаж вошёл, как экипажи названы, кто в каждом экипаже первый командир и прошу родителей сесть по своим экипажам (для этого на парты выставляю таблички с названиями экипажей). Родители обмениваются телефонами и адресами, как бы по-новому знакомятся — ведь теперь им предстоит не только встречаться, но и работать вместе: готовить с детьми разные дела, сплачивать свой микроколлектив.
Ещё один вид общих сборов: общий сбор-планирование (сбор-старт)
Новое общее родительское дело — планирование первого нашего праздника «Мы теперь не просто дети — мы теперь ученики». Что бы родители хотели на нём увидеть? Проводим «мозговой штурм» — родители по кругу высказывают свои предложения. Я записываю все высказывания, потом обобщаю.
Родителей в это время очень интересует учебный процесс: как проходят уроки и как на уроках проявляют себя дети. Так выбирается форма праздника — что-то вроде большого открытого урока, где есть и математика, и русский, и всё, что обычно бывает на уроках.
Но раз это праздник, то нужны ещё и сюрпризы, подарки детям, соответствующее оформление.
На следующей неделе планирование проходит и у детей. Теперь ребята строятся на общий сбор по экипажам. И начинается он с линейки готовности к общему сбору.
Экипажи стоят в каре, все красивые, подтянутые (у нас даже форма своя есть — мы обговариваем ее с детьми и родителями и называем — форма № 1)
И вот...
— Экипажи, внимание!
— Экипажи! Равняйсь! Смирно! Командирам доложить о готовности к общему сбору! Вольно!
— Экипаж! Равняйсь, смирно! Экипаж «Солнышко» к общему сбору готов! Командир экипажа Цыпин!
— Вольно!
— Экипаж, вольно!
— Экипаж! Равняйсь, смирно! Экипаж "Лучик"...готов!
— Экипаж "Звёздочка"...готов!
— Экипаж "Радуга«...готов!
Все улыбаются — командиры сдают рапорт звонко и радостно.
— Экипажи! Внимание! По традиции начинаем общий сбор песней.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот, что значит настоящий, верный друг.
— Вольно! Можно сесть! Вы уже многое знаете и умеете. Хотите, мы устроим праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»?
— Хотим!
— Подумайте в экипаже, что должно быть на празднике. На обсуждение 5 минут. Сомкнитесь!
Экипажи предлагают читать стихи, которые мы учили на уроках, проводить физминутки и соревнования, петь и танцевать, празднично одеться, устроить выставку наших тетрадей, сделать открытки родителям, показать наши уроки.
— А кого мы пригласим на праздник?
— Мам и пап, сестрёнок и братишек, друзей, бабушек и дедушек.
И начинается подготовка праздника, которой руководит Совет Дела. В него вошли представители экипажей. У родительских экипажей задача: подготовить — втайне! — оформление, праздничные дипломы, игры и чаепитие (за это отвечают разные экипажи; каждый — за свою часть работы). Дети готовят выставки тетрадей, рисунков, поздравительные открытки родителям. Как идёт подготовка мы обсуждаем с детьми на текущих общих сборах и, конечно, учим новые игры и песни, продолжаем узнавать друг друга. А после уроков с вожатыми (по секрету!) рисуем «зачетные листы» и репетируем спектакль — это наш сюрприз.
Праздник мы проводим в выходной, когда все родители свободны. Помещение празднично украшено: дети подготовили рисунки к Азбуке и счету, родители подарили нам Волшебную Книгу Сказок. По этой большой книге с рисунками к разным сказкам, которую нарисовала Антошина мама, и проходят испытания за право зваться учеником. Весь праздник состоит из приятных неожиданностей. После праздника проходят аттракционы, разработанные группой родителей, и чаепитие, устроенное нашими милыми мамами.
Кажется, праздник удался. Но это мое мнение. А что думают дети и родители?
На ближайшем общем сборе проходит обсуждение первого праздника — общий сбор-"огонёк" (такой сбор-обсуждение творческого дела, праздника, похода...— проходит в конце каждого периода жизни коллектива).
Заглянем на этот общий сбор.
— Понравился ли вам праздник?
— Да! Очень!
— Хотите ли вы, чтобы у нас ещё были праздники?
— Хотим!
— Тогда давайте обсудим, что на празднике было хорошо, что понравилось, и что не понравилось и почему? На обсуждение вам даётся семь минут. Сомкнитесь!
Каждый экипаж садится в маленький кружок, вожатые — Оля, Наташа, Гуля, Снежана и Катя — работают со своими экипажами. Их задача — научить каждого высказывать свое мнение, слушать других. А в экипаже должен по кругу высказываться каждый.
— Время истекло! Экипажи, внимание! Слово — командирам! Обсуждаем, что понравилось на празднике.
— Нам понравился весь праздник.
— А что больше всего запомнилось?
— Дипломы — очень красивые!
— Их придумали мамы Даши и Павлика, а написала мама Володи.
— А нам понравилась «Волшебная Книга».
— Её нарисовала мама Антона.
— Зачетные листы...
— Это вожатые постарались. Спасибо им большое! (Вижу, как приятно это слышать вожатым.)
— Как танцевали, пели, прыгали в мешках. Класс был очень красиво украшен.
— Тут целая группа работала — родители Руслана, Павлика, Даши, мама Володи и мама Максима.
— А нам понравился открытый урок: загадки, интересные задания. Очень весело было.
— А нам понравились аттракционы и чаепитие. (дети это слово произносят так: «чайпитие»)
— А что нам не удалось на празднике, что не понравилось?
— Всё понравилось!
— Кому скажем спасибо за праздник?
Ребята перечисляют родителей, участвовавших в подготовке и проведении праздника, вожатых и меня.
А что же родители? На родительском собрании я прошу их написать свои впечатления от праздника. Ответы родителей для себя разделила на три группы: что было хорошо, что было плохо и предложения на будущее. Итак, что на празднике было хорошо:
«Впечатление об уроке: „Я б так училась“ Понятно, почему ребёнок с удовольствием бегает в школу»
«Праздник организован великолепно. Очень было приятно: мамы и папы нарядные, счастливые»
«Дети порадовали успехами. Виден огромный труд учителя»
«Много впечатлений от аттракционов»
«Музыкально-игровое обрамление уроков — полное откровение и восторг»
«Такие вечера действительно сближают и детей, и родителей»
«Кухня образования — для родителей весьма полезна»
«Оформление класса очень понравилось»
«Класс активный, интересный, ребята очень быстро выполняли все задания, с удовольствием принимали участие в музыкальных паузах»
«Мне очень хотелось увидеть, как работает не только мой ребёнок, а вообще весь класс. Как построен урок. Получила от всего этого большое удовольствие. Класс дружный. Детям очень интересны занятия и интересно работать и общаться между собой!»
Что на празднике было плохо:
«После чая дети ушли в коридор, родители остались у стола, не обращали внимания на детей»
Предложения на будущее:
«Желательно совместное участие в аттракционах детей с родителями»
«Необходимо продумать „послечайную“ церемонию»
«Побольше задействовать гостей»
Особенно важными были для меня (да и для самих родителей тоже) наблюдения на празднике за детьми — как своими, так и класса в целом. Это помогло несколько иначе посмотреть на детей, да и таблица-характеристика, составленная в конце тематического периода «Здравствуй, школа!», получилась объективной.
Есть ещё один вид общего сбора — общий сбор —"молния" (сбор —"ЧП") — правда, я не часто его использую в своей работе. Он собирается для обсуждения какого-нибудь чрезвычайного происшествия.
Каждый общий сбор предполагает выполнение определённого ритуала: в начале сбора: построение, отдача рапортов, песня, в конце - вынесение решения общего сбора. Есть у общего сбора и свои законы, они принимаются на одном из первых общих сборов. У каждого коллектива могут быть свои законы. Хотя без закона правой руки (когда поднята правая рука, нужно всем успокоиться и посмотреть на выступающего) и закона песни (никто не может мешать петь песню, никто не должен перебивать её), на мой взгляд, не обойтись.
Каждый общий сбор предполагает выполнение определённого ритуала: в начале сбора: построение, отдача рапортов, песня, в конце — вынесение решения общего сбора. Есть у общего сбора и свои законы, они принимаются на одном из первых общих сборов. У каждого коллектива могут быть свои законы. Хотя без закона правой руки (когда поднята правая рука, нужно всем успокоиться и посмотреть на выступающего) и закона песни (никто не может мешать петь песню, никто не должен перебивать её), на мой взгляд, не обойтись.
Каждый общий сбор — это не только планирование, подготовка и обсуждение дел класса, это обязательно песни, игры. Они занимают не меньше половины общего сбора. И очень важно, чтобы на каждом общем сборе царила радостная деловая обстановка.
Ребята очень любят и ценят общий сбор:
— Это урок, который мне нравится!
— Общий сбор — это для меня урок, но не простой. Мы собираемся все вместе в кругу и обсуждаем, как мы работаем. Я очень люблю этот урок!
— Ребятам на общем сборе нравится, они поют песни и радуются.
— Это совещание, обсуждение того, что ты выполнял. Общий сбор — он всегда общий сбор!
— Мы всем классом собираемся и обсуждаем, куда поедем, выбираем командиров и поручения.
— Мы высказываем своё мнение обо всём.
— Мы поём песни, обсуждаем праздники, говорим, кто хорошо работал по поручениям.
— Мы все вместе собираемся и разговариваем о поездках и подводим итоги выполнения наших поручений. Общий сбор — это хорошо!
— Мне приятно со всеми общаться.
— Мне приятно работать со всеми.
Общий сбор нужен для ребят,
— чтобы все посмотрели друг на друга и чтобы все были вместе
— чтобы на переменах мы занимались делом
— чтобы обсуждать классные дела
— чтобы мы умели выполнять разные поручения, и у нас везде было чисто, просторно и уютно
— чтобы все дружили и общались
— чтобы мы могли научиться трудолюбию, чтобы всё уметь
— чтобы мы развивались, любили работать, трудиться
— чтобы наш класс умел всё делать, а это очень пригодится в жизни
— для того чтобы думать
— чтобы узнавать новое
— решать, устраивать ли нам праздник или нет, ехать ли нам в музей...
На общих сборах
я — научилась ухаживать за цветами
— полюбила чистоту
— научилась сдавать рапорт и вообще вести себя прилично
— научился порядку, правилам, поручениям
— научилась думать
— научился выполнять поручения
— научился не бегать на перемене, подбадривать своих товарищей, рано вставать, чтобы отмечать погоду
— выполняя поручения, научилась дружить с людьми
мы — выучили много новых песен
— научились дружить
— научились уважать друг друга, работать и общаться.